Интегрированный урок по окружающему миру и химии во 2-м классе по теме "Путешествие в Акватошкино"

Разделы: Химия


Цели урока:

Общедидактическая цель: Приобретение новых знаний с использованием ранее изученного материала, выработка умений и навыков по их применению.

Образовательный аспект: Продолжить знакомство учеников с богатством природы – водой, её свойствами.

Развивающий аспект: Создать условия для развития логического мышления, речи, интеллектуальных умений. Развивать потребность и навыки совместного поиска ответа на вопрос. Формирование исследовательских умений. Способствовать дальнейшему росту интереса к предмету химии.

Воспитательный аспект: Создать условия для коммуникативной культуры – умения работать в группах, выслушивать мнения других. Способствовать формированию умения выполнять практическую работу по инструкции. Воспитывать бережное отношение к природе.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Вы пришли в необычный кабинет. В этом кабинете происходят таинственные вещи. Прежде всего вам интересно узнать чем же занимаются в кабинете химии.  
2. Повторение пройденного. Сначала ответьте на вопросы.

Как назвать одним словом все то, что нас окружает?

Город? Страна? Земля? Вселенная?

Из чего состоит окружающий нас мир?

Это тела.

Из чего состоят тела?

Это вещества.

На доске схема.

Природа – тела – вещества.

Химия наука о веществах. В этом кабинете изучают вещества.

Какое вещество самое главное для нас в окружающем мире?

Вы не раз слышали:

“Вода дороже золота…”

“Что может быть воды полезней? Без воды – грязь, без воды – болезни”.

“Вода – чудо природы”.
“Вода – эликсир жизни”.

Слово “вода” звучит на разных языках по-разному:

“Гидро” (гидрокостюм).
“Аква” (аквариум).

 

Природа и вещи, сделанные руками человека.

Солнце, камни, деревья, парты, дома…

Стекло, дерево…

(Демонстрация изделий из дерева, стекла).

 

 

Вода.

(Звучит музыка).

3. Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы с вами отправимся в страну Акватошкино, чтобы узнать еще что-то важное и интересное об этом удивительном и необычном веществе – вода.

Вы спросите: “А как мы туда попадем?”

На ковре-самолете.

Закрыли глаза – это условие полета.

По-щучьему велению
По-моему хотению
Лети, ковер-самолет
В страну Акватошкино.

Вот мы поднимаемся все выше и выше, дома стали как игрушечные, а люди точечки. Вот мы уже пролетаем над океаном. Виднеется точка. Это, наверное, и есть страна Акватошкино.

По-щучьему велению
По-моему желанию
Приземлись ковер-самолет!

 
4. Знакомство со свойствами воды. Нас встречают жители страны Акватошкино – капельки.

Капельки: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Где есть вода?

В луже, в море, океане
И в водонапорном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.

Трудно найти место на Земле, где не было бы воды. Вода есть всюду. И не только в океанах, реках, морях и озерах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги – и в нем, в мельчайших трещинах, есть вода. Много воды и в живых организмах, в каждом растении, в каждом животном. А тело человека на три четверти состоит из воды. В воздухе также находится вода.

Учитель: А сколько интересного у вас на столах?

Интересно, для чего это?

Это должно быть капельки решили проверить, правда ли мы такие умные?

На столах у вас химическая посуда. Мы проведем исследование свойств воды.

Рассказывают стихотворение.

Читают учащиеся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с химической посудой.

Физкультминутка. А прежде чем приступить к работе взбодримся, отдохнем.

Эне – Бене – рики – факс

Превращаю в капли вас!

Мама тучка послала капельки дождя на землю (топаем на месте).

Попрыгали они на месте, поиграли.

Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли веселыми ручейками.

Встретились однажды ручейки и стали большой рекой.

Текла – текла река и попала в большой океан.

Плавали капельки, но вспомнили, что мама – тучка ждет.

Тут как раз солнышко пригрело, стали капельки легкими, поднялись вверх и испарились (сели на место).

Звучит музыка дождя.

Учащиеся выполняют упражнения.

Практическая работа. Вода в природе может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Дождь – это какое состояние воды?

А, если мы нальем воду в блюдце и поставим в морозильник, что произойдет?

Правильно. А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце и лужи высохли. Куда девалась вода?

Схема.

Состояние воды:

  • Жидкое;
  • Твердое;
  • Газообразное.

Инструкция №1.

  1. Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте ее. Имеет ли она запах?
  2. Имеет ли вода вкус?
  3. Посмотрите на стакан с молоком и с водой. Имеет ли вода цвет?
  4. Насыпьте в стакан с водой сначала немного сахарного песку, затем соли. Что происходит?
Жидкое.

Замерзнет, лед, твердое состояние.

Испарилась, пар, газ.

 

 

 

 

 

 

Не имеет.
Не имеет.
Без цвета.
Вода – растворитель.

 

Предположения детей.

Демонстрационные опыты. Оформите результаты работы на листке.

А можно ли воду превратить в молоко, морс?

Занимательные опыты (волшебный кувшинчик, превращение воды в молоко, желе, пламя над водой).

На столах у вас конверт. В нем поговорка. Но вот кто-то ее испортил. Попробуйте собрать.

“Не всякая водица для питья годится”.

Почему так говорят?

Вода из под крана чистая? Ее можно пить?
В реке Вычегда чистая вода? Ее можно пить?
Почему вода грязная?
А кто загрязняет воду?

В настоящее время качество воды ухудшилось, в том числе и в нашей Архангельской области, в нашем городе. Воде грозит настоящая опасность, и исходит она от человека.

 

Собирают поговорку.

 

Предположения детей.

 

 

 

 

Отстаивать, фильтровать, кипятить, вымораживать.

Практическая работа. У вас на столах в стакане загрязненная вода.

Как вернуть воде былую чистоту?
Знаете ли вы как в домашних условиях можно очистить воду?

Вы сейчас попытаетесь очистить воду с помощью: отстаивания и фильтрования.

Находим инструкцию №2.

Первый этап работы:

  1. Внимательно изучите внешний вид образца воды: цвет, прозрачность, запах, наличие твердых примесей и запишите свои наблюдения в таблицу,
  2. Дайте отстояться образцу грязной воды в стакане,
  3. Слейте отстоявшийся слой воды в другой стакан. Рассмотрите внешний вид воды после отстаивания и запишите свои наблюдения в таблицу.

Второй этап работы:

  1. Сверните бумажный фильтр,
  2. Поместите свёрнутый фильтр в воронку,
  3. Вставьте воронку в колбу,
  4. Поместите древесный уголь в стакан,
  5. Налейте образец воды в стакан с древесным углем, перемешайте и осторожно пропустите её через бумажный фильтр,
  6. Рассмотрите внешний вид воды после фильтрования. Запишите свои наблюдения в таблицу.
 

 

Выполняют практическую работу.

5. Обобщение. Подведем итоги.

Постарайтесь вспомнить и перечислить все, что вы узнали сегодня о воде.

Вот и закончилось наше путешествие в страну Акватошкино. Возвращаемся назад.

По-щучьему велению
По-моему желанию
Лети ковер-самолет обратно.

Высказывания детей.
6. Рефлексия. Сегодня мы обсудили много интересных вопросов, связанных с водой и ее свойствами, но это лишь часть тех знаний, которые вам предстоит получить на уроках биологии, географии, физики, химии.

Было бы здорово, если бы нас окружала только чистая вода: и кто знает, может быть, это сумеете сделать вы?

А пока прислушайтесь к тому что говорит вода.

Вода течет речушкой, блестит снежинкой, парит облачком, и от этого хорошо на душе. И мысли яснее, и жизнь краше. Вот и все.

Учащимся предлагается на капельках воды (вырезаны из бумаги) изобразить рефлексию:

  1. Мне понравилось на уроке, я могу рассказать материал урока своим друзьям и родителям.
  2. Мне понравилось на уроке, но я затрудняюсь рассказать весь изученный материал.
  3. Мне не понравилось на уроке. Я ничего не запомнил.

Каждый учащийся получает в подарок капельку со словами:

“Вода!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты самое большое богатство на свете” Антуан де Сент-Экзюпери

Звучит музыка.