Приключения Ани в Зазеркалье

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

  • Расширять пространственные представления детей;
  • Закреплять понятия о геометрических фигурах;
  • Развивать внимание;
  • Упражнять в счете в пределах 10;
  • Формировать элементы логического мышления;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Демонстрационный материал:

  • Круг диаметром 50 см, вырезанный из картона или фанеры, расчерченный мелом на восемь секторов;
  • Цифры от 1 до 10, наклеенные на “картонные камни”;
  • Картинка с изображением домика, составленного из геометрических фигур;
  • Квадратный лист бумаги, расчерченный на девять одинаковых клеток (в трех клетках нарисованы фишки – “кораблики” – Лего );
  • Лист бумаги с прочерченной осью симметрии и деталями изображений слева от оси.

Раздаточный материал:

  • Карточки с изображением перечеркнутых цветных геометрических фигур;
  • Мозаика, состоящая из геометрических фигур – Лего;
  • Платы на каждого ребенка;
  • Кирпичики, фишки и “кораблики” – Лего;
  • Карточки Claro;
  • Квадратный лист бумаги, расчерченный на девять одинаковых клеток;
  • Лист бумаги с прочерченной осью симметрии и деталями изображений слева от оси.

Ход занятия

Педагог (выставляет на стол куклу).

Жила – была девочка Аня. Она любила смотреть на себя в зеркало. А когда она смотрела, кого она там видела? Конечно, себя. Но однажды взглянула она в зеркало и … себя не увидела. “Куда же делось мое изображение? Где его искать?” – спросила себя Аня. И, подумав, ответила: “Ну, конечно, в настоящем королевстве – Зазеркалье!” Отправилась Аня в путешествие по этому Королевству. А мы вместе с ней. В пути нам будет помогать Волшебное Колесо.

Выставляет вырезанный из картона (фанеры) круг. На один из его секторов наклеены “камни” с цифрами.

Педагог. Посмотрите, наша дорога завалена камнями. Чтобы пройти дальше, их надо разобрать. Для этого выполните задания: сначала надо взять камень с цифрой, которая стоит после цифры 5. Теперь камень с цифрой, предшествующей цифре 4. Следующий камень – с цифрой, стоящей между цифрами 7 и 9. И т.д.

Дети называют цифры, педагог убирает с круга соответствующий “камень”.

Педагог. Отправились мы дальше. А на дорожке стоит зеркало. В нем отражается часть дорожки. Какая?

Располагает во втором секторе круга плату с отмеченной с помощью нити осью симметрии. С левой стороны от оси симметрии выложен из мозаичных геометрических фигур (Лего) несложный узор. У каждого ребенка на плате, разделенной нитью пополам, с левой стороны от оси симметрии тоже выложен несложный мозаичный узор. Дети выкладывают этот узор с правой стороны от нити в зеркальном отображении.

Педагог. Пробежали пальчиками по своей дорожке. Теперь обратно. Передайте вашу дорожку соседу справа, пусть он проверит, правильно ли вы ее проложили.

А сейчас нужно проложить дорожки из верхнего левого угла платы (леса) в нижний правый угол.

Прикрепляет на третий сектор круга плату с геометрическими фигурками Лего, расположенными в левом верхнем и правом нижнем углах.

Педагог. Только одно условие – нельзя брать кирпичик, перечеркнутое изображение которого лежит у вас на столах.

Дети выполняют задание.

В лесу, на полянке, живут разные геометрические фигуры. У них есть озорное зеркало. Почему озорное? Если желтый квадрат смотрит на себя в такое зеркало, то видит желтый круг ( показывает карточку), если на себя смотрит красный квадрат, то он видит…( красный круг).

Педагог показывает карточки с изображением фигур, дети угадывают соответствия.

Педагог. Идем мы по дорожке дальше. На небе появились сказочные звезды. А вот и еще одно зеркало у нас на пути. В нем отражается кусочек звездного неба.

Прикрепляет на четвертый сектор круга лист бумаги, расчерченный на девять одинаковых частей с нарисованными фишками.

Запомните расположение фишек – “звезд”. (Убирает лист). Расставьте “звезды” на своей карточке Claro в зеркальном отображении. Тогда по звездам мы сможем продолжить путь. (Дети выполняют задание).

Теперь – физкультминутка. Встаньте, пожалуйста.

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох).
Прочь погоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, резкими движениями одну руку опускать, другую поднимать.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз – два – три – четыре – пять,
Шею надо разминать.
(Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
(Наклоны вперед и назад).
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
(Приседания).
А теперь ходьба на месте,
Раз – два, раз – два, раз – два – три.
(Ходьба на месте.)
Нам учиться интересно!
Сядь за парту и замри.

Отдохнули? Давайте покажем Ане, что мы можем быть зеркалами. (Прикрепляет к пятому сектору символические изображения человека и зеркала).

Встаньте в пары. Повернитесь друг к другу лицом. Один из вас будет зеркалом. Другой будет в это зеркало смотреться и выполнять все мои команды, а зеркало – повторять их. Будьте внимательны!

Подопри щеку рукой.
Причешись правой рукой.
Возьми кирпичик в правую руку.
Переложи кирпичик в левую руку.
Помаши левой рукой.
“Поговори” по телефону, держа трубку в левой руке.
Повернись налево.
Высунь язык вправо.
Поменяйтесь ролями.

Идет Аня дальше, а мы за ней. Снова у нас на пути зеркало. Нарисуйте зеркальное отображение картинок, которые художник забыл дорисовать.

Прикрепляет к шестому сектору круга незаконченный рисунок. Дети дорисовывают изображения на карточках Claro. По окончании работы объясняют, какие изображения у них получились.

Педагог. Аня предлагает поиграть. Она будет называть слова, а вы продолжите ряды слов. (Рисует на седьмом секторе круга шарик).

Красный, желтый…(дает шарик ребенку, он продолжает цепочку слов – синий, затем отдает шарик педагогу и т.д.).

Сапоги, тапочки, ботинки…
Диван, стол…
Тарелка, чашка…
Кошка, собака…
Зима, весна…
Береза, тополь…
Автобус, троллейбус…
Квадрат, овал…

Идем дальше. Вдруг Аня кричит: “Ура!”. Она видит свой дом, откуда отправилась по Зазеркалью. (Прикрепляет к последнему сектору круга картинку с изображением дома). Но войти туда не может – забыла код. Давайте поможем девочке.

Первая цифра кода обозначает количество точек на рисунке (7).
Следующая цифра обозначает количество квадратов (4),
За ней идет цифра, обозначающая количество кругов (1).
Следующая цифра – количество треугольников (6).
Последняя цифра – количество прямоугольников (5).

Записывает в секторе круга цифры одну за другой). Какой код получился? (Ответы детей). Правильно, 74165.

Наконец-то Аня вернулась домой. Она посмотрела на себя в зеркало и увидела себя. Мама и папа радостно встретили дочку.

Молодцы! Аня благодарит вас за участие в путешествии по Зазеркалью.

Литература

1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М., Астрель, 2006 г.

Приложение