Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Текст"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Систематизировать и обобщить признаки текста.
  2. Учить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, планировать ответ, находить в тексте тему и главную мысль, восстанавливать деформированный текст.
  3. Развивать речь, внимание, зрительную память, творческую активность.
  4. Воспитывать качества личности, оптимально взаимодействующие с окружающей средой.

Оборудование урока:

Для учителя: проектор, экран, компьютер, 16 слайдов (среда Power Point), музыка П.И.Чайковского из “Времён года” - “Апрель”, из “Щелкунчика” – “Вальс цветов”.

Для учеников: у каждого по 3 карточки: 1 – тест – для проверки знаний основных понятий по теме (слайд 4) , карточка 2 (слайд 5), карточка 3 (слайд 12) с заданиями для исследовательской работы. У каждого ученика по 2 рисунка весенних цветов голубого цвета и жёлтого. Выставка детских рисунков “Первоцветы”.

На доске цветок, каждый лепесток которого признак текста (лепестки пока закрыты).

Х.К. Андерсен сказка “Подснежник”, Галина Новицкая “Подснежник”, “Красная книга СССР” т.1, выставка детских рисунков “Первоцветы”.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Cлайд 2).

Прозвенел для нас звонок.
Все собрались на урок.
Проверьте, дети, всё ли в порядке:
Ручки, линейки, карандаши, тетрадки.

2. Постановка цели урока. Тема урока.

Учитель. “Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Если вы её отгадаете, то узнаете тему сегодняшнего урока.

Загадка.

Он может быть длинным или коротким,
весёлым или грустным,
сказкой, стихотворением или загадкой,
но всегда состоит из предложений. Что это?”

Ученики. “Текст!” (слайд 3)

Цель урока:

Учитель: “Дети, на доске у меня необычный цветок. Каждый лепесток этого цветка – это один признак текста. По мере нахождения нами признаков текста, лепестки цветка будут раскрываться. А когда цветок полностью раскроется, мы достигнем главной цели урока.

Вы готовы в путь за лепестками цветка?”

3. Актуализация знаний.

а) Учитель. Для путешествия нам необходимо собрать багаж. В багаж войдут те слова, которые вы вставите в тест. (Учащиеся берут лист №1 и “собирают багаж”).
б) Проверка теста (слайд 4).

Учитель. Молодцы! Багаж собран. Отправляемся в путешествие.

4. Обобщение и систематизация знаний. Теоретическая исследовательская работа.

(Слайд 5).

Учитель. Ребята, посмотрите на экран. Не читайте, что здесь написано, только по внешним признакам, определите текст ли это? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Примерные ответы учеников:

- Это не текст, потому что здесь нет предложений.

Учитель. Почему вы так считаете? (Нет предложений). Д. Точки в конце строк есть, а больших букв в начале строк нет.
Д. Здесь много запятых: после каждого слова, в каждой строке. Я думаю, что это не предложения, не текст, а отдельные слова.
Учитель. Молодец, М.! Текст состоит из предложений. Это главный признак текста.

(М. открывает лепесток № 1 – нескольких предложений).

Учитель. Что ещё заметили?
Д. Это не текст, потому что нет заголовка.
Д. Это текст, у которого пока нет заголовка.

Учитель. Молодцы, ребята, у текста не всегда бывает заголовок, но если заголовок есть, то это текст. Текст можно озаглавить. Ответить на вопрос текст ли это вы не смогли, но существенную деталь вы увидели. Итак, заголовок – это второй признак озаглавленного текста. (Второй ученик открывает второй лепесток цветка – заголовок).

Учитель. Дети, возьмите карточку №1. На нёй написано то же, что и на экране. Прочитайте первую строчку и ответьте на вопрос:

Можно ли считать первую строчку предложением? Да? Нет? Почему?

Д. Нет, т. к. здесь ничего не понятно.
Д. Нет, т. к. слова не связаны между собой по смыслу.
Д. Нет. Нет законченной мысли.
Учитель. А что здесь написано?
Д. Отдельные слова.

(Так же проводится работа со второй и третьей строчками).

Учитель. Итак, здесь нет предложений, нет заголовка, нет текста.

Физкультминутка.

(Слайд 6).

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья.
Руки вверх и руки вниз:
На носочках поднялись.
То присели, то согнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.

Творческая практическая работа.

Учитель. Ребята, давайте подумаем, что нам надо сделать с этими словами, чтобы получился текст.

Составьте программу действий. (Работа в группах).

(Слайд 7).

Учитель. У всех групп1пункт плана один и тот же. Какой?
Д. Составить из слов предложения.
Учитель. Что надо сделать с этими словами, чтобы из них получились предложения?
Ученики. Переставить слова местами.

Индивидуальные задания разного уровня сложности. (Выбор задания по желанию).

(Слайд 8).

“Лисички” “Зайчики” “Белочки”

3 ученика выполняют задание на доске, закрывшись створками доски.

Задание 1. Составьте из слов 1, 2, 3 строк предложения. Стрелками с вопросами покажите связь слов в предложении, подчеркните основу предложения (1 ученик – 1 предложение).

Проверка индивидуальных заданий.

Докажите, что это предложение. (Ответ Амирхана Ф., работал на доске)

На лесной полянке зацвели первые цветы.

1. Здесь есть законченная мысль, т. е. прочитал и всё понял, представил.
2. Есть основа предложения – цветы зацвели.
3. Предложение состоит из 6 слов.

Они связаны между собой по смыслу.

(Что?) – цветы, цветы (что сделали?) зацвели – это основа предложения.

Словосочетания:

Цветы (какие?) – первые,
Зацвели (где?) – на полянке,
На полянке (какой?) – лесной.

4. Предложение написано с большой буквы, в конце предложения стоит точка.

Проверка (слайд 9).

Учитель. Первый пункт вашего плана мы выполнили. Предложения у нас получились. По какому плану будем работать дальше? Сможем ли мы наши предложения озаглавить, как планировали “ Зайчики”? Давайте проверим.

(Слайд 10).

Пригрело ласковое весеннее солнышко.

Это подснежники. На лесной полянке зацвели первые цветы.

Учитель. Прочитайте предложения. Можно их озаглавить?
Д. Нет. Это предложения, а не текст.
Учитель. Почему?
Д. Потому что предложения не связаны друг с другом по смыслу.
Учитель. Почему они не связаны по смыслу?
Д. Предложения стоят в неправильном порядке.
Учитель. Каков правильный порядок предложений?
Д. Второе предложение поставить третьим.

(Слайд 10).

Учитель. Итак, какой же следующий признак текста?
Д. Определённый порядок предложений.

(Ученик открывает третий лепесток цветка).

Учитель. “Лисички” и “Белочки” правильно определили и второй пункт плана, молодцы! Ребята, докажите, что это текст.
Д. Это текст, потому что здесь:

1) Несколько предложений – 3.
2) Предложения связаны между собой по смыслу. Доказать это можно, задавая вопросы от одного предложения к другому. Пригрело ласковое весеннее солнышко и что произошло потом? - На лесной полянке зацвели первые весенние цветы. Как они назывались? – Подснежники.

Ученик открывает 4 лепесток цветка – связь предложений по смыслу.

Учитель. Ребята, почему предложения связаны между собой по смыслу?
Д. Потому, что эти предложения написаны на одну тему.
Учитель. Какова тема текста? (О чём говорится в тексте?)
Д. О первых цветах, о подснежниках. (Ученик открывает середину цветка – тема).
Учитель. Как можно озаглавить текст?
Д. Первые весенние цветы или подснежники. Учитель. Молодцы, ребята! Этот пункт плана записали все группы.
Учитель. А какова главная мысль этого текста? (Что автор нам хотел сказать?)
Д. Она совпадает с темой текста. (Ученик открывает 5 лепесток цветка – главная мысль).
Учитель. Последний пункт плана у “Лисичек” – абзац. Сколько в тексте абзацев?
Д. Один.
Учитель. О чём это говорит?
Д. Здесь одна мысль. Она главная и совпадает с темой текста.
Учитель. Как на письме обозначить абзац?
Д. Сделать отступ в 2 буквы в начале первой строки. (Ученик открывает последний лепесток цветка – абзац)
Учитель. Молодцы, ребята! Наш цветок расцвёл. Итак, каковы признаки текста?

Ученики перечисляют признаки текста по лепесткам цветка.

Наше путешествие за лепестками цветка успешно закончилось.

Физкультминутка.

(Проводит ученик).

(Слайд 11).

Лети, лети лепесток.
Лети с запада на восток.
Через север, через юг.
Возвращаясь, сделай круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть, по-моему, вели!

Мостик между первой и второй частями урока. Учитель. Дети, возьмите листок № 2 и соедините точки в порядке возрастания или убывания (слайд 12).

Учитель. Кто знает, как называется этот цветок?
Д. Подснежник.
Учитель. А вот так выглядят наши главные герои текста в цвете.

(Слайд 13).

Учитель. Раскрасьте цветок.

(Ученики раскрашивают цветок под музыку П.И.Чайковского “Апрель”, слайд 13).

Учитель. Эти цветы я вам дарю.

Ребята, как вы думаете, почему подснежники так называются? (Ответы учеников).

Подснежник. (“Сбор материала для 2 и 3 абзацев текста).

Наше путешествие за лепестками цветка закончилось, а в сказку - только начинается. Мы отправляемся в сказку детского датского писателя Х.К. Андерсена “Подснежник”.

Сказка нам поможет уточнить ответ на вопрос и приобрести новые знания.

(Отрывки из сказки дети читают наизусть).

(Слайд 14).

Х. К. Андерсен “Подснежник”.

Алина С. “Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрылся цветок. Он укрылся в своей луковице под землёй и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. А вслед за ними, сквозь снег пробился нежный солнечный луч”.

Максим С. “Цветок встал, потянулся. Размякший от влаги и тепла домик лопнул. Цветок рванулся вверх, неся на зелёном стебле бледно-зелёный бутон, бережно прикрытый плотными листочками, и очутился в снегу”.

Араик М. “Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко как никогда прежде. Они гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся”.

Настя Ю. “А лучики звенели и пели:

- Добро пожаловать! Добро пожаловать, прекрасный цветок! Как ты нежен и свеж! Ты первый! Ты несёшь нам лето!

Цветку было так радостно, будто пел весь воздух, и он стоял нежный и хрупкий, и вместе с тем сильный, в своей юной красе”.

Молодцы, ребята!

Путешествие по “Красной книге”.

(Слайд 15).

Алла С. “Подснежник – это самое раннее луковичное растение. Своё название он получил за способность пробиваться из земли сквозь снег и зацветать с первыми лучами солнца, когда снег чуть подтает. Слово “подснежник” в переводе с древнегреческого языка обозначает “молочный цветок”, то есть белоснежный.

В дикой природе растут 18 видов подснежников. Они встречаются в Европе, Малой Азии.

В России растут 12 видов из 18.

Подснежники растут на опушках лесов, вдоль рек, на горных лугах.

У подснежников узкие плоские листья светло-зелёного, тёмно-зелёного или голубоватого цвета. Шесть белых лепестков с зелёными пятнышками по краю лепестка: 3 длинных наружных и 3 коротких внутренних. Такое строение придаёт цветку особое изящество”.

Настя С. “Все подснежники, без исключения, охраняются государством. Они занесены в “Красную книгу СССР”, “Красную книгу России”.

Красный цвет книг, как и красный свет светофора, запрещает.

Запрещается рвать все растения, убивать всех животных, которые занесены в эти книги, так как многие из них находятся на грани исчезновения. Поэтому рвать, дарить лучше те цветы, которые вырастили сами люди, а не дикая природа. Пусть будет разнообразна и красива природа нашей планеты.

Артур С.

Галина Новицкая.

“Подснежник”.

Подснежник спешит под землёю,
Спешит на весенний парад.
Над русой его головою
Ручьи молодые звенят.
Он выпрыгнет завтра весёлый,
За луч, ухватившись тугой.
И я не сорву новосёла,
А только дотронусь рукой.

(Молодец!)

Учитель. Почему подснежники так называются?
Д. Потому, что подснежники растут под снегом, пробиваются “ … из земли сквозь снег и ” зацветают, “ …когда снег чуть подтаял”.
Учитель. Что обозначает слово подснежник в переводе с древнегреческого языка?
Д. “Молочный цветок”, то есть белоснежный.
Учитель. Как выглядит подснежник?
Д. У подснежников узкие плоские листья светло-зелёного цвета, тёмно-зелёного или голубоватого. Шесть белых лепестков с зелёными пятнышками по краю лепестка: 3 длинных наружных и 3 коротких внутренних.
Учитель. Почему нельзя рвать подснежники?
Д. Подснежники занесены в Красную книгу …
Учитель. Молодцы, ребята!

Путешествие по выставочному залу.

(Выставка рисунков учеников).

Люда Е. Часто подснежниками люди называют не определённый вид цветов, а все первоцветы, т. е. все первые весенние цветы. Наша выставка называется “Первоцветы”. На ней вы видите: калужницу, мать и мачеху, голубую перелеску, белую перелеску, ветреницу дубравную, фиалку лесную. Эти первоцветы вы можете встретить ранней весной, в начале апреля, в Саратовской области.

Творческая работа.

Учитель. Наше путешествие закончилось. Мы возвратились в класс. Вы сегодня, ребята, много узнали о подснежниках. Представьте, что автор текста, с которым мы работали в начале урока, поставил не точку, а многоточие. Вам надо составить и записать 4 - 6 предложений, которые бы стали продолжением текста “Подснежники”. Это будут второй и третий абзацы текста.

К какому типу текстов мы можем отнести первый абзац?

Д. Это текст повествование, потому что к нему можно задать вопросы: что случилось? что произошло? как?

Учитель. Дети, вы сами определяете тип текста 2 абзаца - это может быть описание, повествование, рассуждение, а в третьем абзаце, в заключении, выскажите, в письменном виде, своё отношение к первым весенним цветам:

(Под музыку П.И.Чайковского ученики пишут творческую работу).

Проверка задания. Чтение 2-3 творческих работ.

Рефлексия.

  1. По какой теме мы сегодня работали?
  2. Какие трудности вы испытывали?
  3. Что надо сделать, чтобы преодолеть трудности?
  4. Что вам понравилось на уроке?
  5. Оцените свою работу на уроке, подняв рисунки с первоцветами. (Белый цвет первоцветов, если было интересно, легко, во всём разобрались; синий, если были трудности иногда; жёлтый, если не разобрались в теме, было трудно и неинтересно)

Оценка работы учеников учителем.

Домашнее задание: повторить признаки текста.

Виртуальный подарок учителя ученикам (Под “Вальс цветов” из “Щелкунчика” на экране танцуют подснежники)

(Слайд 16).