Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2–4-х классов.
Этапы реализации программы факультативного курса:
- подготовительный;
- непосредственно реализация (план прилагается);
- оценка эффективности;
- коррекция в соответствии с анализом эффективности;
- дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы факультативного курса:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
- разработка рекомендаций.
План реализации
программы факультативного курса “Занимательная грамматика” 2 класс (32 часа)
№ |
Тема занятия, виды работ |
Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. | |
Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | |
Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. | |
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. | |
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. | |
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки” | |
“Грамматическое домино”. | |
Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” | |
Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?” | |
Легкие головоломки. Технология составление головоломок. | |
Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | |
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | |
Играем в загадки. Технология составления загадок. | |
Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения” | |
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | |
Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) | |
Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. | |
Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | |
Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | |
Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”” | |
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово” | |
Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) | |
Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. | |
Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное”” | |
Дружба имени существительного с прилагательным. | |
Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | |
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” | |
Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. | |
Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | |
Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов. | |
Крылатые слова и выражения. | |
Итоговое занятие. Анкетирование. |
План реализации
программы факультативного курса “Занимательная грамматика” 3 класс (32 часа)
№ |
Тема занятия, виды работ |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. | |
Как ты слышишь звуки и пишешь слова? Умеешь ли ты красиво и грамотно писать? | |
Как ты слышишь звуки и произносишь слова? Умеешь ли ты правильно и точно говорить? | |
О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?” | |
Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем. | |
Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово” | |
Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю” | |
Олимпиада по русскому языку. Школьный тур. | |
Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые) | |
Волшебный клубок орфограмм (парные звонкие и глухие согласные) | |
Волшебный клубок орфограмм (непроизносимые согласные) | |
Слово одно, а значений несколько. | |
Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой. | |
Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?” | |
Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному” | |
Антонимы. Зачем они? | |
Составление кроссвордов. | |
Слова – родственники. | |
Друзья корней – приставки и суффиксы. | |
Научись правильно писать трудные слова. | |
Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи” | |
Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Сказка “Как у существительных род появился” | |
Интересное о падежах имён существительных. | |
Роль имён прилагательных в связной речи. | |
Роль глаголов в связной речи. | |
Времена глаголов заменяют друг друга. | |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши. | |
Знакомство с наречиями. | |
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. | |
Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как? | |
О роли орфографии. Рассказ – беседа о роли орфографии. | |
Итоговое занятие. Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Анкетирование. |
План реализации
программы факультативного курса “Занимательная грамматика” 4 класс (32 часа)
№ |
Тема занятия, виды работ |
Транскрипция. Звуковой анализ слов. Игра “В мире звуков”. Анкетирование. | |
Способы словообразования. | |
Словообразовательный анализ слова. | |
Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях. | |
Олимпиада по русскому языку. Школьный тур. | |
Фразеологизмы. По страницам русской истории. | |
Почему их так называют? Происхождение слов. | |
Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы. | |
Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия. | |
Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах. | |
Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов. | |
Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов. | |
Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. | |
Интеллектуальный марафон. | |
Фразеологизмы-антонимы. | |
Однозначные и многозначные слова. | |
Омонимы. Омоформы. Омографы. | |
Синонимы. Образование синонимических рядов. | |
Антонимы. Подбор антонимов разных частей речи. | |
Форма родительного падежа множественного числа имен существительных. | |
Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных. | |
Универсальные заменители – местоимения. | |
Хорошо ли ты знаешь глагол? Откуда появились глаголы – исключения? | |
Приставки. Многозначные и омонимичные приставки. | |
Правописание приставок. | |
Суффикс. Трудные случаи правописания. | |
Части речи. Морфологические шарады. | |
Учимся делать логические выводы. | |
Анаграммы. Шарады. Метаграммы. | |
Прямая и косвенная речь. Перестроение предложений. | |
Ребусы. Занимательные головоломки. | |
Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему “Как красив и благозвучен русский язык!” |
Список литературы
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2167/Itemid,6/
- Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 г.
- Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
- Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
- Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
- Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
- Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.