Способ получения знаний: деятельностный подход, решение проблемных творческих задач.
Оборудование: мобильный компьютер, мультимедийный проектор, слайды с программными материалами, средства обратной связи (карточки для выполнения заданий).
Литература для учащихся:
- Учебник Т.Е. Демидовой, С.А.Козловой, А.П. Тонких “ Моя математика” 4 класс, часть 3.
Цели учителя:
- Ознакомить с жизнедеятельностью великого русского ученого М.В. Ломоносова. Расширить кругозор учащихся;
- Развить логические структуры мышления, творческих способностей учащихся. Способность к учебному общению, сопереживанию;
- “Скрыто” дифференцировать учащихся по учебным возможностям;
- Воспитать наблюдательность, любознательность, вызвать интерес к открытию новых знаний;
- Повысить мотивацию учащихся к обучению.
Цели учащихся:
- Ознакомиться с такими понятиями;
- Научиться исследовать и наблюдать;
- Уметь объяснять;
- Научиться пользоваться другими источниками приобретения знаний: справочниками, книгами, фильмами, ИКТ.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||
1. Оргмомент. Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие вместе с М.В. Ломоносовым. |
||||||||||||||||||
2. Постановка проблемы. А) Постановка проблемы учителем. - Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? Кто-нибудь о нем слышал? - Сегодня вы должны постараться узнать как можно больше о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Б) Постановка цели и задачи работы. Для этого я поделила вас на 3 команды. Цели и задачи у вас разные, но в течение урока мы все ваши исследования будем обобщать и узнаем много нового и интересного о М.В. Ломоносове. - Капитаны, ознакомьте нас с алгоритмом работы своих команд. 1 команда собирает материал о молодом поморе Михайло Ломоносове.:
2 команда познакомит нас с годами учебы Михаила Ломоносова
3 команда познакомит нас с Ломоносовым – ученым и инженером. |
- Ответы учащихся, после которых выясняется, что о М.В. Ломоносове знаний мало.
Капитаны: - Работа с деформированным текстом. - Работа с текстом. - Решение разноуровневых задач о жизни
студентов того времени. - Решение разноуровневых задач о деятельности Ломоносова –ученого |
|||||||||||||||||
3. Актуализация опорных знаний Прежде чем начать работу нам нужно актуализировать знания. Т.е. что мы делаем? Я думаю, вам пригодится формула пути.
- Мы видим, годы жизни Ломоносова. На прошлом путешествии мы с вами познакомились с такими старинными мерами длины и массы, как Аршин, сажень, пуд. Мы вспомнили и повторили все нужные вам знания. Вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи путешествия. Для ее решения вам потребуются знания не только математики, но и других школьных предметов. Я надеюсь, что командиры команд правильно распределят работу в группах, т.к. объем работы большой и требуется вклад всех участников команды. В добрый путь! |
- Вспоминаем алгоритмы решений и формулы решения задач. S = v*t Расстояние = скорость * время. 3240: 8 Определяю первое неполное делимое… Это число 4. 4 на 8 не делится, поэтому пишу 0 – это вторая цифра частного. Выбираю третье число неполное делимое. Это 40. ; 0 делю на 8. Это 5.записываю. Умножаю… 4320:60 Убираю нули, и делю число на однозначное число. 403* 205 1711 – 18 век Старинные российские меры массы: 1 пуд = 40 фунтов = 16 кг 380 г Старинные российские меры длины: 1 миля = 7 верст = 1 км 469 м Старинные денежные единицы: 1 рубль = 100 коп. |
|||||||||||||||||
4. Решение проблемы. 1) Работа с деформированными текстами: 1 команда. Михаил, как и все крестьянские дети, во всем помогал отцу: ходил с ним в море, умел управлять кораблем, ловить рыбу, бить морского зверя. Отец Михаила построил и оснастил корабль, на котором вместе с командой моряков ходил по рек Северной Двине, Белому морю и Северному океану, промышляя рыбу, перевозя людей. Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году недалеко от города Холмогоры, в семье крестьянина –помора. Жизнь часто ставила перед отважными моряками самые разные задачи. Поморы были отважными моряками и охотниками. - Покажите на карте, где малая Родина Ломоносова |
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году недалеко от города Холмогоры, в семье крестьянина –помора. Поморы были отважными моряками и охотниками. Отец Михаила построил и оснастил корабль, на котором вместе с командой моряков ходил по рек Северной Двине, Белому морю и Северному океану, промышляя рыбу, перевозя людей. Михаил, как и все крестьянские дети, во всем помогал отцу: ходил с ним в море, умел управлять кораблем, ловить рыбу, бить морского зверя. Жизнь часто ставила перед отважными моряками самые разные задачи.
Дети показывают на карте. |
|||||||||||||||||
2 команда. Юный Михаил с детства пристрастился к чтению книг сначала он учился у местного дьячка, потом самостоятельно прочитал и выучил “Грамматику” М.Смотрицкого и “Арифметику” Л.Магницкого эти две книги потрясли юношу Ломоносов захотел учиться самым разным наукам но это можно было сделать только в Москве из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой догнав купцов, будущий ученый последовал с ними в Москву - Приблизительно просчитайте расстояние от Холмогор до Москвы |
Юный Михаил с детства пристрастился к чтению книг. Сначала он учился у местного дьячка, потом самостоятельно прочитал и выучил “Грамматику” М.Смотрицкого и “Арифметику” Л.Магницкого. Эти две книги потрясли юношу. Ломоносов захотел учиться самым разным наукам, но это можно было сделать только в Москве. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Догнав купцов, будущий ученый последовал с ними в Москву.
(При помощи линейки и масштаба учащиеся находят расстояние) |
|||||||||||||||||
3 команда. Михаил Васильевич Ломоносов понял и принял ж_лание Петра 1 сделать Р_ссию великой страной. Множество дел было осуществлено им для этого и одно из них – работа Ломоносова – химика. В те времена цветные стекла умели делать только в Италии. Итальянцы хранили в тайне свои секреты и дорого продавали свои изделия из стекла. Р_ссии необходимы были собственные ст_кольные заводы. Михаил Васильевич в своей химической лаборатории поставил огромное количество опытов и не только открыл секрет производства цветного ст_кла, но и построил в Усть-Рудицах современный для того времени ст_кольный завод. Ломоносов был не только ученым, но и инженером художником. В его художественной мастерской были созданы великолепные мозаики. - На карте. |
Михаил Васильевич Ломоносов понял и принял желание Петра 1 сделать Россию великой страной. Множество дел было осуществлено им для этого и одно из них – работа Ломоносова – химика. В те времена цветные стекла умели делать только в Италии. Итальянцы хранили в тайне свои секреты и дорого продавали свои изделия из стекла. России необходимы были собственные стекольные заводы. Михаил Васильевич в своей химической лаборатории поставил огромное количество опытов и не только открыл секрет производства цветного стекла, но и построил в Усть-Рудицах современный для того времени стекольный завод. Ломоносов был не только ученым, но и инженером художником. В его художественной мастерской были созданы великолепные мозаики. |
|||||||||||||||||
2) Расшифровка слов. 1 команда. Название острова, где жила семья поморов Ломоносовых. 2 команда. Название ВУЗа в Москве, где учился Ломоносов. 3 команда. Какими науками занимался М.В. Ломоносов? |
Учащиеся решают выражения в учебнике с. 26, вставляют буквы и получают ответ КУРОСТРОВ.
После решения выражений получают ответ: АКАДЕМИЯ.
ХИМИЯ, ФИЗИКА, ГЕОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ, АСТОРНОМИЯ, ИСТОРИЯ. |
|||||||||||||||||
3) Решение задач. Я подобрала вам задачи трех уровней сложности. Вы сами выбираете, какие задачи вам решать. Каждая задача имеет свой балл. По этим баллам будет рейтинг. |
№4 с.26 Читают текст задачи. Рассказывают:
1) 2500 * 3= 7500 саженей. Ответ: они находятся в расстоянии 15450 саженей друг от друга. №4 с.27 В день – 1 алтын=3 коп. Осталось – ? 3 * 365= 1095 коп. в год.
Ответ: не хватит. №5
Ответ: на 480 руб меньше. |
|||||||||||||||||
4) Решение комплексной задачи Случайное блуждание частицы |
На листе бумаги проводят эксперимент, позволяющий возможное движение такой частицы. | |||||||||||||||||
5. Подведение итогов работы. Посмотрите на шкалу и оцените работу своей команды:
|
Самооценка. |