Задачи:
1. Формировать умение дифференцировать близкие по артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки З и С в словах, предложениях; расширять словарь по теме "Цветы";
2. Развивать фонематический слух на основе игр;
- навык слогового анализа и синтеза через упражнения;
- мелкую моторику рук при помощи тактильного опознания, упражнения с фасолью;
- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
- дикции, при помощи скороговорки;
3. Воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
Оборудование: карточки, картинки с цветами, фасоль, зеркало, мяч.
Ход занятия
_. Подготовительная часть.
1. Сядет тот, кто назовёт слова, которые начинаются на звук З и С?
2. К нам на занятие пришли две девочки, как их зовут, вы узнаете по первым буквам, названных слов:
ЗЕБРА - ИГЛА-НОРА-АПЕЬСИН - ЗИНА
СОЛНЦЕ - ОБЛАКО-НОРА-ЯБЛОКО - СОНЯ
- назовите первый звук в имени Зины? И у Сони?
Девочки приготовили вам игру "разведчики"
Рассмотрите таблицу и составьте при помощи карточек- подсказок слова:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Д | И | Р | П | Н | О | Г | А | К | В | З | С |
КАРТОЧКИ: 2 5 7 - РОЗА; 121 - ИРИС; 3154 - ПИОН; 695 087 - ГВОЗДИКА; 147 - Зина.
- что общего в этих словах? - цветы
- а ещё что можете сказать? - какой цветок лишний, почему? Пион (нет звуков З-С)
- назовите 3-ий звук в слове роза?
- назовите последнюю букву в слове ирис?
- какие звуки выделяли в словах? (З-С)
- КТО МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ?
(Дифференциация звуков З - С в словах, предложениях.) (Слайд 1)
__. Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать).
Ребята, а вы догадались, почему у девочек такие имена? (Тема занятия)
Все сегодняшние задания вам приготовили Зина и Соня!
Развитие мелкой моторики рук.
Возьмите баночку с фасолью.
- отложите столько фасоли, сколько звуков в слове слива? Назовите первый звук?
- отложите столько фасоли, сколько звуков в слове стрекоза? назовите предпоследний звук? назовите 1 звук?
___. Основная часть.
1. Уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков З-С
2. Работа с зеркалом.
- Угадайте, о каком звуке я говорю? (согласный, ТВ, звонкий, язык расположен за нижними зубами) - З
(согласный, глухой, ТВ, язык расположен за нижними зубами) - С
3. Произнесите эти звуки!
Вывод: - что общего у звуков З-С? - согл. ТВ. язык расположен за нижними зубами
- в чем разница? З - звонкий. С - глухой.
- почувствуем звонкость согласного З (руку положим к горлышку)
4. Послушайте стихотворение про буквы З и С:
(Слайд 2)
З - не просто завитушка
З - пружина, крендель, стружка.
(Слайд 3)
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
5. А сколько элементов у буквы З - 2
А у буквы С - 1
А давайте мы это проверим на ощупь!
- Откройте тетради и обведите пальчиком эти буквы (в тетради заранее приклеены буквы З-С из бархатной бумаги)
- На спине попишем и отгадаем!
6. Физминутка.
Игра с мячом "НАОБОРОТ"
Будем различать звуки З и С в слогах:
ЗА - СА
СО -
СА -
ЗЫ -
СУ -
Будем воспроизводить слоговую цепочку наоборот, так чтобы гласная была впереди:
СУ - УЗ
ЗЫ -
СА -
СО -
ЗА -
МОЛОДЦЫ!
7. Развитие навыков слогового анализа и синтеза, фонематического слуха.
(Слайд 4)
"Математический диктант"
ЗАМОК - МОК +БОР = ЗАБОР (отгаданное слово запишем в виде схемы, ___а____о____)
- СКОЛЬКО СЛОГОВ В СЛОВЕ? ПОЧЕМУ?
- НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК?
ЛИСА - СА +ЗА = ЛИЗА
НОРА - РА+С = НОС
СЛЕДЫ - ДЫ +ЗА = СЛЕЗА
- С какими звуками мы сейчас работали?
8. Девочки путают звуки З и С,
давайте им поможем, ЗАМЕНИТЬ БУКВУ З НА С, запишите новые слова и выделите буквы занятия:
ЗАХАР - ЛИСА -
САЙКА - РОСА -
СИМА -
9. Построение словосочетаний.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе:
Что такое пустыня? Картина - пустыня.
Работа в группе:
Задание: Составить правильно пары слов:
(Слайд 5)
Звонкий | пустыня |
Полосатая | смех |
Высокие | зебра |
Знойная | игра |
Интересная | забор |
Проверяем! (Слайд 6)
10. Графический диктант: (С-1;З-2)
Сосна, береза, сирень, василёк, нарцисс, хризантема, роза, зверобой, стрекоза, солнце.
1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 1-2, 1.
Проверяем! (Слайд 7)
11. РАБОТА НАД СКОРОГОВОРКОЙ:
(Слайд 8)
РОСА ЛЕГЛА НА РОЗЫ,
РОСА БЛЕСТИТ, КАК СЛЁЗЫ.
12. Игра "Прятки"
Цель: активизировать к.г.м. приводящая к существенному улучшению памяти, внимания, увеличивает скорость чтения и повышает грамотность за счет запоминания:
Задание к игре: Кто быстрее найдет имена девочек - Зина и Соня)
ФДРИБЗИНАМАЛКСОНЯЗИНАБАРПТЗИНЫВАРИТСОНЯ
ДРОКАЗИНАМИРТОВСОНЯТОБАРИСОНЯВИТКАРЗИНА
ТОБИРАЗИНАМОТПРИВСОНЯВОПИНЗИНАМИАСОНЯ
IV. Итог.
Назовите слова для Зины, потом для Сони (звуки данные могут находится в начале, в середине и в конце) слова.
НАСТУПИЛ ПРОЩАНЬЯ СРОК,
ПРОЗВЕНИТ ВОТ-ВОТ ЗВОНОК,
ГОВОРЮ ВАМ НА ПРОЩАНЬЕ:
"НЕ СКУЧАЙТЕ, ДО СВИДАНЬЯ!"