Дифференциация звуков [з]-[с] в словах, предложениях

Разделы: Логопедия


Задачи:

1. Формировать умение дифференцировать близкие по артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки З и С в словах, предложениях; расширять словарь по теме "Цветы";

2. Развивать фонематический слух на основе игр;

  • навык слогового анализа и синтеза через упражнения;
  • мелкую моторику рук при помощи тактильного опознания, упражнения с фасолью;
  • согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
  • дикции, при помощи скороговорки;

3. Воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование: карточки, картинки с цветами, фасоль, зеркало, мяч.

Ход занятия

_. Подготовительная часть.

1. Сядет тот, кто назовёт слова, которые начинаются на звук З и С?

2. К нам на занятие пришли две девочки, как их зовут, вы узнаете по первым буквам, названных слов:

ЗЕБРА - ИГЛА-НОРА-АПЕЬСИН - ЗИНА

СОЛНЦЕ - ОБЛАКО-НОРА-ЯБЛОКО - СОНЯ

- назовите первый звук в имени Зины? И у Сони?

Девочки приготовили вам игру "разведчики"

Рассмотрите таблицу и составьте при помощи карточек- подсказок слова:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9    
Д И Р П Н О Г А К В З С

КАРТОЧКИ: 2 5 7 - РОЗА; 121 - ИРИС; 3154 - ПИОН; 695 087 - ГВОЗДИКА; 147 - Зина.

- что общего в этих словах? - цветы

- а ещё что можете сказать? - какой цветок лишний, почему? Пион (нет звуков З-С)

- назовите 3-ий звук в слове роза?

- назовите последнюю букву в слове ирис?

- какие звуки выделяли в словах? (З-С)

- КТО МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ?

(Дифференциация звуков З - С в словах, предложениях.) (Слайд 1)

__. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.

- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать).

Ребята, а вы догадались, почему у девочек такие имена? (Тема занятия)

Все сегодняшние задания вам приготовили Зина и Соня!

Развитие мелкой моторики рук.

Возьмите баночку с фасолью.

  • отложите столько фасоли, сколько звуков в слове слива? Назовите первый звук?
  • отложите столько фасоли, сколько звуков в слове стрекоза? назовите предпоследний звук? назовите 1 звук?

___. Основная часть.

1. Уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков З-С

2. Работа с зеркалом.

- Угадайте, о каком звуке я говорю? (согласный, ТВ, звонкий, язык расположен за нижними зубами) - З

(согласный, глухой, ТВ, язык расположен за нижними зубами) - С

3. Произнесите эти звуки!

Вывод: - что общего у звуков З-С? - согл. ТВ. язык расположен за нижними зубами

- в чем разница? З - звонкий. С - глухой.

- почувствуем звонкость согласного З (руку положим к горлышку)

4. Послушайте стихотворение про буквы З и С:

(Слайд 2)

З - не просто завитушка

З - пружина, крендель, стружка.

(Слайд 3)

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

5. А сколько элементов у буквы З - 2

А у буквы С - 1

А давайте мы это проверим на ощупь!

- Откройте тетради и обведите пальчиком эти буквы (в тетради заранее приклеены буквы З-С из бархатной бумаги)

- На спине попишем и отгадаем!

6. Физминутка.

Игра с мячом "НАОБОРОТ"

Будем различать звуки З и С в слогах:

ЗА - СА

СО -

СА -

ЗЫ -

СУ -

Будем воспроизводить слоговую цепочку наоборот, так чтобы гласная была впереди:

СУ - УЗ

ЗЫ -

СА -

СО -

ЗА -

МОЛОДЦЫ!

7. Развитие навыков слогового анализа и синтеза, фонематического слуха.

(Слайд 4)

"Математический диктант"

ЗАМОК - МОК +БОР = ЗАБОР (отгаданное слово запишем в виде схемы, ___а____о____)

- СКОЛЬКО СЛОГОВ В СЛОВЕ? ПОЧЕМУ?

- НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК?

ЛИСА - СА +ЗА = ЛИЗА

НОРА - РА+С = НОС

СЛЕДЫ - ДЫ +ЗА = СЛЕЗА

- С какими звуками мы сейчас работали?

8. Девочки путают звуки З и С,

давайте им поможем, ЗАМЕНИТЬ БУКВУ З НА С, запишите новые слова и выделите буквы занятия:

ЗАХАР - ЛИСА -

САЙКА - РОСА -

СИМА -

9. Построение словосочетаний.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе:

Что такое пустыня? Картина - пустыня.

Работа в группе:

Задание: Составить правильно пары слов:

(Слайд 5)

Звонкий пустыня
Полосатая смех
Высокие зебра
Знойная игра
Интересная забор

Проверяем! (Слайд 6)

10. Графический диктант: (С-1;З-2)

Сосна, береза, сирень, василёк, нарцисс, хризантема, роза, зверобой, стрекоза, солнце.

1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 1-2, 1.

Проверяем! (Слайд 7)

11. РАБОТА НАД СКОРОГОВОРКОЙ:

(Слайд 8)

РОСА ЛЕГЛА НА РОЗЫ,

РОСА БЛЕСТИТ, КАК СЛЁЗЫ.

12. Игра "Прятки"

Цель: активизировать к.г.м. приводящая к существенному улучшению памяти, внимания, увеличивает скорость чтения и повышает грамотность за счет запоминания:

Задание к игре: Кто быстрее найдет имена девочек - Зина и Соня)

ФДРИБЗИНАМАЛКСОНЯЗИНАБАРПТЗИНЫВАРИТСОНЯ

ДРОКАЗИНАМИРТОВСОНЯТОБАРИСОНЯВИТКАРЗИНА

ТОБИРАЗИНАМОТПРИВСОНЯВОПИНЗИНАМИАСОНЯ

IV. Итог.

Назовите слова для Зины, потом для Сони (звуки данные могут находится в начале, в середине и в конце) слова.

НАСТУПИЛ ПРОЩАНЬЯ СРОК,
ПРОЗВЕНИТ ВОТ-ВОТ ЗВОНОК,
ГОВОРЮ ВАМ НА ПРОЩАНЬЕ:
"НЕ СКУЧАЙТЕ, ДО СВИДАНЬЯ!"

Приложение.