Цель урока:
- Формирование у учащихся представления о цикле с условием (пока или while) и применении данного цикла для решения конкретных задач в среде исполнителя Робот.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представление о понятии "Цикл с условием";
- обеспечить усвоение таких базовых понятий как "Цикл", "Алгоритм", "Команды обратной связи";
- совершенствовать знания учащихся о логике построения алгоритмических конструкций;
- продолжить формирование навыков решения алгоритмических задач в среде исполнителя Робот;
- продолжить формирование пользовательских навыков работы с компьютером.
Воспитательные:
- формировать чувство ответственности за результаты своего труда.
Развивающие:
- развивать внимание учащихся;
- развивать память учащихся;
- развивать творческие способности;
- развивать интеллектуальные способности;
- развивать логику;
- развивать аккуратность и последовательность в выполнении заданий.
Основные понятия и термины урока: цикл, цикл с условием, система команд исполнителя Робот.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная, индивидуальная практическая работа.
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Временная реализация |
1. | Организационный момент | 2 минуты |
2. | Подготовка к освоению нового материала | 3 минуты |
3. | Объяснение нового материала:
|
13 минут |
4. | Формулировка практического задания | 2 минуты |
5. | Закрепление нового материала:
|
15 минут |
6. | Заключительный контроль:
|
3 минуты |
7. | Подведение итогов урока | 2 минуты |
8. | Рефлексия | 2 минуты |
I. Организационный момент.
Приветствие, объявление темы урока. (слайд 1)
II. Подготовка к освоению нового материала.
Выделение образовательной цели: сформировать понятие о цикле с условием и научиться использовать этот цикл для решения практических задач в системе исполнителя Робот.
У: Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним: когда мы используем цикл при решении задач? Какие виды циклов мы уже знаем и умеем использовать? В каких случаях мы используем эти циклы? (слайд 1,2).
III. Изложение нового материала.
У: А теперь давайте посмотрим на следующую задачу. Особенность данной задачи в том, что расстояние от Робота до Базы, на которую он должен вернуться нам не известно. Если нам не известно количество шагов, которые должен проделать Робот, можем ли мы использовать цикл Повтори? (слайд 3)
Ответ уч-ся: Нет
У: То есть для решения данной задачи мы не можем применить ни один из уже известных нам циклов. Давайте попробуем смоделировать решение задачи в среде исполнителя Робот.
У: Итак, по условию задачи, Робот должен прийти на Базу, а все размеры на поле считаются неизвестными. (слайд 4) Внимательно посмотрев на лабиринт нашей задачи, можно увидеть, для того, чтобы достигнуть Базы, Робот должен прямолинейно двигаться до стены, а затем вдоль стены прийти на клетку с Базой. Но так как расстояние от Робота до стены неизвестно, давайте попробуем сформулировать условие, истинность которого позволит Роботу двигаться вперед. До каких пор Робот будет двигаться вперед?
Ответы уч-ся: пока нет стены, пока не дошел до стены, пока впереди свободно.
У: Правильно! Итак, наше первое условие и команда исполнителю - пока (впереди-свободно). Что необходимо делать Роботу пока впереди свободно?
Ответы уч-ся: двигаться вперед на одну клетку.
У: Конечно! Посмотрите, мы написали цикл с условием пока (впереди-свободно) и действием вперед(1). Этот цикл позволил Роботу достигнуть стены. Какое следующее действие необходимо выполнить Роботу?
Ответы уч-ся: повернуть, развернуться, повернуть на право.
У: Правильно! Робот должен повернуть на право, по направлению к Базе. Для этого мы используем команду направо. (слайд 4, 5) Но расстояние от Робота до клетки с Базой так же остается не известным. До каких пор Роботу необходимо будет двигаться вперед?
Ответы уч-ся: пока не дойдет до клетки с Базой, пока не вернется на Базу.
У: Правильно! Робот должен двигаться вперед пока не дойдет до Базы. Вот наше второе условие пока (не база). Какую команду должен выполнять Робот пока (не база)?
Ответы уч-ся: вперед на одну клетку.
У: Правильно. Это второй цикл с условием. Теперь давайте запустим нашу программу. Итак, задача решена верно. Робот выполнил задание и вернулся на Базу. То есть применение цикла с условием позволило нам решить задачу, где число шагов Робота было не известно.
У: Давайте выделим и запишем главное - правила использования цикла пока. (слайд 6,7)
IV. Формулировка практического задания.
У: А сейчас закрепим полученные знания о применении цикла пока и выполним практическое задание. Каждый получит карточку с индивидуальной задачей, при решении которой необходимо использовать цикл с условием. Внимательно прочитайте задание и, руководствуясь алгоритмом решения, создайте лабиринт и напишите программу для данной задачи. (слайд 8) - Приложение 2.
V. Закрепление нового материала.
Индивидуальная работа учащихся на ПК.
VI. Заключительный контроль.
Учитель прерывает работу учащихся и визуально оценивает достижения учащихся.
Учащиеся сохраняют свою работу в личной папке.
VII. Подведение итогов.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
VIII. Рефлексия.
Что на уроке запомнилось больше всего?
Что в задании вызвало затруднение?
Сегодня я узнал:
Сегодня я понял: