Урок в 4-м классе по курсу "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать у учащихся новые понятия о составе крови.
  • Развивать понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток.
  • Развивать любознательность, речь, память, творческие способности.
  • Прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: рефераты, сочинения, стихи, фразеологизмы, книги, интерактивная энциклопедия "Мое тело. Как оно устроено?", "Большая детская энциклопедия", муляж сердца, микроскоп.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

Снова звонок
Нас зовет на урок
Чтоб сильным и здоровым стать,
Нужно организм свой изучать.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Отгадайте загадку:

Оно много меньше нас, а работает всяк час? (сердце) Да, именно это тема нашего творческого домашнего задания, отчет мы видим на доске. Молодцы! Кто желает выступить, рассказать всем ребятам?

Ученики:

Стихи о сердце.

Учитель:

..Сердцем человек реагирует на окружающий мир. А как и что чувствует само сердечко? Если бы оно могло говорить, что рассказало бы нам? Кто хочет прочитать свою работу?

Ученики:

Мини-сочинение "Я - сердце". (Приложение 1).

Учитель:

Ребята, а вы знаете, что ваша первая колыбельная песня ТУК! ТУК! Да, это сердце вашей мамы, оно какое? Послушаем еще одно сочинение ("Мамино сердце").

Давайте оценим работу ребят.

На прошлом уроке мы посмотрели в толковом словаре Ожегова, что в переносном значении сердце - это орган души, переживаний, чувств, настроений. Какие фразеологизмы вам удалось найти?

Ученики:

Положа руку на сердце - откровенно.

От чистого сердца - искренне.

Сердце кровью обливается - чувствовать сострадание.

По сердцу пришлось - понравилось.

Вырвать из сердца - забыть.

Отлегло от сердца - почувствовать облегчение.

Учитель:

В русском языке много устойчивых сочетаний со словом "сердце", наверное, потому что русские люди многое воспринимают душой, сердцем.

Вот и Маша приготовила Вам сюрприз.

Ученики:

"Игрушка" - Сердце, а в ней почемучка на тему сердце.

За всю свою жизнь человеческое сердце перекачивает 125 483 120 литров крови.

Один удар длится 8 секунд, за сутки сердце делает до 100000 ударов и "отдыхает" в общей сложности 6 часов.

Учитель:

Кто еще хочет добавить, рассказать интересное о сердце? (Приложение 2)

Ученики:

Масса сердца приблизительно 300 граммов - вот посмотрите - муляж сердца;

Сердце является одним из главных органов человеческого организма, поскольку выполняет очень важную функцию - оно является мотором, прогоняющим кровь по всему организму;

Сердце разделено на 4 камеры: правое предсердие и левое предсердие, правый желудочек и левый желудочек;

Движение крови совершается в определенном направлении, это достигается наличием в сердце клапанов. Большой и малый круг кровообращения.

Ученые подсчитали, что за сутки сердце расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 метров.

Учитель:

Пока бьется сердце, человек живет. Сердце нужно беречь. От чего зависит здоровье сердца? Как вы думаете? (От режима дня, физической нагрузки, питания, вредных привычек.)

РАБОТА В ГРУППАХ. (Приложение 3)

Подумайте, обсудите свой вопрос. Ответ.

1 группа - Режим дня для здоровья сердца.

2 группа - Влияние вредных привычек на работу сердца.

3 группа - Вредные советы. "Как погубить сердце"

3. Физминутка.

Массаж спины друг другу под слова физорга (солнышко, дождь..).

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

4. Актуализация знаний.

Учитель:

Нет такого другого органа, который был бы изучен так хорошо, как сердце. Но оно все еще таит в себе удивительные загадки. А вы готовы их разгадывать? Тогда за работу! Отгадайте - В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь) Да, это кровь. А что приводит кровь в движение? Почти 2 тысячи лет люди не могли точно сказать, как работает сердце, и только в 1626 году английский ученый доказал, что сердце насос для перекачки крови.

Какие типы сосудов вам известны? Вспомните, что мы уже знаем?

Ученики:

Кровь приводит в движение сокращение сердца. Типы сосудов - артерии, вены, капилляры.

5. Проблемная ситуация.

Учитель:

Итак, с кровью знаком каждый лично. Порезал палец, стукнулся носом, оцарапал колено - и сразу кровь. Бывало, что раненый в ногу воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.

Почему человек без крови погибнет? Какое значение в жизни человека имеет кровь?

Ученики:

Кровь - особая ткань, которая поддерживает внутри организма условия благоприятные для жизни клеток.

Учитель:

Вспомните, как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме растения или животного? (Ткань-это группа клеток, выполняющих общую задачу в организме)

Значит, тема нашего урока: ЧТО ТАКОЕ КРОВЬ?

Сегодня, на какие вопросы мы попытаемся ответить, как вы думаете?

(мы узнаем о крови, ее особенностях и составе)

Давайте посмотрим, о чем говорят наши герои? Чтение диалога на странице 38 учебника. Итак, о чем они рассуждают? На что они обратили внимание?

ВЫВОД: кровь - уникальная ткань. Её клетки не соединены друг другом, а плавают в жидкой кровяной плазме.

А вы хотите узнать состав крови? Я приглашаю вас к интересной исследовательской работе. Каждый будет исследователь - прочтите в учебнике и запишите на листочках, что вам покажется интересным и необычным.

6. Совместное открытие знаний.

А) Самостоятельная индивидуальная работа по учебнику.

ТАЙНА КАПЕЛЬКИ КРОВИ.

а) кровь- внутренняя среда организма.

б) клетки крови не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде - кровяной плазме.

в) плазма - прозрачная желтоватая жидкость, соленая на вкус.

г) в капле около 100 млн. живых клеток.

д) больше всего красных кровяных клеток. Гемоглобин переносит кислород от легких ко всем органам.

е) белые кровяные клетки крупнее красных, защищают организм от попавших в него бактерий.

ж) кровяные пластинки - участвуют в свертывании крови.

Работа завершена. Мы рады вас выслушать. Слушайте друг друга внимательно, отмечая у себя эти выводы.

Кто это нашел тоже? Кто хочет добавить?

Б) Слайд из интерактивной энциклопедии "Мое тело. Как оно устроено?" - СОСТАВ КРОВИ и работа по учебнику.

Плазма - 55 % состава крови. Красные кровяные клетки - эритроциты, их количество велико 44% и 1% доля других клеток. Чтобы составить из эритроцитов отрезок длиной всего в 1 мм, необходимо задействовать 150 клеток крови. Эритроциты доставляют питательные вещества к клеткам организма. Гемоглобин придает красный цвет всей крови. А какой гемоглобин должен быть у человека? Попросим поискать ответ на этот вопрос ребят, у которых энциклопедии.

А вот как вы думаете, кровь у всех красная? (Есть животные с желтой и даже бесцветной кровью - у некоторых крабов, осьминогов и пауков она вообще голубая) .

Белые кровяные клетки - лейкоциты, найдите их на рисунке учебника. Они защищают от бактерий.

Кровяные пластинки - ТРОМБОЦИТЫ. При свертывании крови они закупоривают рану.

7. Физминутка.

Этюды для души - релаксация.

Волшебный цветок добра. Сядьте поудобнее, закройте глаза.

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.

Откройте глаза, посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли и подарите всем свои улыбки.

8. Самостоятельное применение знаний.

А) С какой профессией можно сравнить роль каждой группы клеток?

РАБОТА В ГРУППАХ. 1 минута на обсуждение

Эритроциты - 1 ряд, (шофер, курьер, экспедитор)

Лейкоциты -2 ряд, (воин, пограничник, охранник)

Тромбоциты - 3 ряд (строители, штукатуры).

Да, кровь выполняет многочисленные и разнообразные функции во всех жизненных процессах.

Б) РАБОТА В ПАРАХ.

Слайд "Найдите 8 слов по теме "Органы кровообращения". Соедините ломаной линией (по диагонали нельзя), каждая буква используется 1 раз. (Приложение 4)

В) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ВРАЧОМ.

При ударах, порезах сосуды нередко повреждаются и кровь выливается:

Слабое кровотечение (КАПЕЛЬКИ) остановить просто (обработать йодом, зеленкой и наложить повязку). А носовое кровотечение?

Сильное кровотечение бывает сложно остановить, бывает артериальное и венозное кровотечение, артериальное опаснее, так как давление больше и сосуды расположены ближе к сердцу. Кровь, насыщенная кислородом уходит из организма, надо пережать сосуд выше раны. А при венозном кровотечении - кровь темная, струйка бежит равномерно, надо пережать сосуд ниже раны.

Г) Слайд "Проверь себя". Ответьте на вопросы по изученной теме. (Приложение 4)

9. Подведение итогов.

Итак, кровь - это жизнь. Откройте дневники, вспомните все этапы работы на уроке, которые достойны отметки. Оцените себя. Какой балл успешности можно поставить? (Необходимый уровень, программный уровень и максимальный уровень.)

Буду, рада видеть вас около себя, обсудим на перемене. А сейчас поблагодарите друг друга за сотрудничество.

10. Домашнее задание.

Главная функция крови - транспортная, разносить питательные вещества и кислород к клеткам организма, забирать углекислый газ. А вот про другие функции вы приготовите дома.

Рефераты про ДОНОРСТВО.

Папа Римский Иннокентий 3, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей - это стало причиной его смерти. ПОЧЕМУ? Подумайте.