Цель: закрепление первоначальных элементарных представлений о строении солнечной системы.
Задачи.
Дать представление о названиях и символике созвездий. Развивать воображение, память, логическое мышление. Активизировать словарь: астрономия, астроном, созвездие, планета, спутник. Воспитывать эстетическое восприятие мира.
Предварительная работа.
- Наблюдение за звездным небом.
- Чтение книг: “О звездах и планетах” Р. Андонина, “Малышам о звездах и планетах” Е. Левитан, “О чем рассказал телескоп” П. Клушанцев.
- 3аучивание стихов о планетах.
- Просмотр документальных фильмов из цикла “Астрономия”.
- Проведение опытов.
- Настольно-печатные игры “Земля и солнечная система”, “Космическое путешествие”.
- Экскурсия в планетарий.
Материал: маски с изображением планет солнечной системы; магнитофон, аудиозапись космической музыки; диапроектор; слайды с изображением звёздного неба, созвездий Персея, Андромеды, Большой Медведицы; лазерная указка; тонированные листы бумаги; кисти; черная гуашь. Группа оформлена флуоресцентными звездами и планетами. Окна затемнены.
Ход занятия.
Дома за книжкой, гуляя в саду,
Мечтают девчонки, мечтают мальчишки
Лететь на луну.
Упорно мечтают они о луне
И даже летают...
Но только во сне.
(Дети поют песню и маршируют).
Мы все хотим побывать на Луне,
Эх, на Луне, да на Луне.
Мы там бывали, но только во сне,
Только во сне на Луне (дети встают в круг)
-Ребята, а вы хотели бы полететь в Космос? Тогда давайте поиграем в астрономию? А что такое астрономия? (Это очень серьезная наука, которая изучает космос). -А вы знаете, откуда произошло это интересное слово - астрономия? (от слова “астра”). -Кто знает, что это такое? (Цветы). -Правильно! Каждый цветок похож на звезду. “Астра” на древнем языке как раз и означает “звезда”. Вот откуда произошло слово астроном. - Подумайте и назовите слова, связанные с космосом, которые бы начинались со слова “астра”. (Астрономия, астроном, астрология, астролог, астролет, астронавт, астероид). -Молодцы! Во время нашей игры мы будем астрономами. Узнаем много интересного о звездах и планетах. А начнем мы свое путешествие со звезды, но не простой, а самой близкой к Земле. Кто догадался, про какую звезду я говорю? (Солнце).
-Солнце - это громадный шар из раскаленных газов, который излучает очень много тепла.
Давайте представим себя теплым, красивым солнышком и подарим друг другу улыбку, доброту, радость, тепло (дети в кругу). Мы посылаем друг другу энергию и получаем еще больший заряд. Всем спасибо! Путешествие нам предстоит долгое. Занимайте места в астролете. ( Предложены маты, подушки, оформленные тканью на космическую тему. Дети садятся или ложатся на них, по желанию)
Солнце не одиноко. У него есть дети и внуки. Дети - планеты, а внуки - спутники планет. Вся огромная семья Солнца называется Солнечная система. В семье Солнца всегда порядок. Все планеты кружатся по своим орбитам вокруг Солнца. И первая планета... (Меркурий).
Ребенок Меркурий (дети в масках) :
Он первый от Солнца,
С него и начнем.
Нет атмосферы
И жизни на нем.
Громадное Солнце
Палит без помех.
Явились бы люди -
Сожгло бы их всех!
-Почему Меркурий называют планетой жары и холода? (Потому что он все время повернут к Солнцу одним боком и там всегда день, а на другой половине - холод и ночь).
-Мы приближаемся к следующей планете. Это ... (Венера).
Ребенок Венера :
А я, друзья мои,
Закутанная дама -
Красавица Венера,
Капризна и упряма.
Чудовищной жарою
Встречаю смельчаков,
И брызжу серной кислотой
Из плотных облаков.
-Почему Венеру называют утренней звездой? (Венеру видно с Земли рано-рано утром и она кажется серебристым блестящим шаром).
Земля:
И только милая Земля
Во всем пригодна для жилья.
Так и летим на шарике
Без крыльев и руля,
На нашем теплом шарике
По имени Земля.
-Почему Землю сравнивают с воздушным шариком? (Земля имеет форму шара). Почему на Земле возможна жизнь? (Есть вода, кислород, тепло).
Луна:
Верный спутник,
Ночей украшенье,
Дополнительное
Освещенье.
Мы, конечно,
Признаться должны,
Было б скучно Земле
Без Луны.
-Что такое Луна? Почему ее называют спутником?
А это что за планета?
Марс:
Пустыня красного песка,
Колючий вихрь издалека...
Мы убеждаемся с тоской,
Что нет там жизни никакой.
-Чем схожи условия на планете Марс и Земля? (Есть кислород, зима и лето).
Юпитер:
Юпитер огромен,
Он всех перерос
И вертится,
Словно ужаленный пес.
Захочешь на нем “приземлиться” -
Там не на что
Даже садиться!
-А почему на Юпитер нельзя приземлиться? (Юпитер состоит из густого газа).
Сатурн:
Сатурн непременно
Узнаешь в лицо:
Его окружает большое кольцо.
-Мы продолжаем наше путешествие и следующая планета - Уран.
Уран:
Уран – голубая
Метановой дымкой одета.
Она при вращенье
Свалилась на бок.
И где ее запад?
Где юг и восток?
-За Ураном следует... (Нептун).
Нептун:
Последний из этих
Гигантских шаров -
Нептун в синей шубе
Своих облаков.
Весь плотно в прозрачные
Льдины одет.
Сквозь лед в глубину
Пробирается свет.
-У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из камней и космической пыли.
Мы достигли самой дальней планеты (Плутон).
Плутон:
Плутон невелик,
Он поменьше Луны.
От Солнца вдали , И от нашей Земли.
Тело планеты -
И камень и лед,
А солнышко еле
Туда достает.
-Ребята, а сколько всего планет в Солнечной системе? (9).
-Что общего у всех планет? (Все планеты имеют форму шара; движутся по орбитам вокруг Солнца).
-Все планеты такие похожие и такие разные, но все удивительные и красивые. Давайте устроим парад планет.
Воспитатель проводит игру “Солнце и планеты”.
-Занимайте, планеты, свои орбиты. (Дети встают на свои места, ориентир - Звезда Солнце, прикрепленная к полу). Воспитатель предлагает детям смоделировать движение Солнечной системы.
Пошел отсчет: 10, 9, 8 ... (дети считают в обратном порядке).
-Пуск! (Дети-“планеты” начинают движение под космическую музыку).
Светом Солнца обогреты,
Тесно связанные с ним,
Мирно кружатся планеты
По орбитам по своим.
Пошел отсчет: 1,2, 3... 10. Стоп!
-Какое красивое зрелище! Но в мире космоса еще много загадок. Хотите их разгадать? Тогда устраивайтесь удобно в нашем астролете. Мы полетим к далеким звездам. (Гаснет свет, звучит музыка. На потолок проецируются слайды).
Смотрите, как красиво они мерцают и манят нас.
(1-й слайд (презентацию спросите у автора статьи)- звёздное небо).
-Люди с древних времен любовались звездным небом и условно разделили небо на районы, а звезды на группы - созвездия. В созвездии могло быть 7, 10 и больше звезд. Самые заметные, самые яркие звезды в каждой группе соединили воображаемыми линиями, а потом смотрели: на что похож рисунок? Кого он напоминает: зверя, птицу, человека или предмет?
(2-й слайд – созвездие Большой Медведицы )
Мы с вами в созвездии Большой Медведицы. В одной сказке говорится, что могущественная злая волшебница превратила красивую девушку по имени Каллисто в медведицу. Она долго бродила по лесам, пока однажды ее не встретил сын. Он не узнал в медведице свою мать и хотел убить ее, но бог Зевс унес Каллисто на небо и превратил в созвездие Большой Медведицы.
Вот это самые яркие звезды в созвездии (воспитатель показывает лазерной указкой). Их как будто соединили линиями. На что похоже? Древние люди считали, что эти звезды похожи на ковш, а если соединить все звезды, то очень похоже на медведицу. На небе живут и другие животные. Есть созвездие Льва, Рака, Лебедя, Кита, Рыбы, Орла. Целый небесный зоопарк!
-А хотите еще услышать интересные сказки? (3-й слайд – созвездие Андромеды).
-В далёкой стране жили царь и царица. У них была прекрасная дочь - Андромеда. Вот это созвездие. Царица очень гордилась своей дочерью и говорила, что она самая прекрасная. Морские красавицы услышали об этом и обиделись. Они попросили своего отца -властелина морей - приковать красавицу Андромеду цепями к скале и отдать на съедение страшному морскому чудищу (показывает лазерной указкой). Посмотрите, как будто и правда девушка прикована к скале. Чудовище уже собиралось съесть несчастную девушку, но в это время появился непобедимый герой Персей.
(4-й слайд- созвездие Персея)
- Он разрубил мечом цепи и спас Андромеду. Посмотрите, какой он отважный. А в руке огромный острый меч. Понравились вам сказки?
Настала пора возвращаться на Землю. Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко бродит по небу Большая Медведица, а отважный Персей спасает красавицу Андромеду.
Сейчас наш астролет входит в пространство Вселенной. Вдох - выдох. (3 раза)
Крепко - крепко сожмите в руках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох - выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль набрал высоту. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох выдох (3 раза). Хорошо! Мы не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох - выдох (2 раза). Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Мы протягиваем им руки и чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой. Открыли глаза, встали. Мы чувствуем себя прекрасно. Улыбнемся друг другу и поделимся счастьем с гостями, друзьями, со всеми людьми.
-Ребята, солнышко тоже хочет поделиться с вами своей радостью. Оно дарит вам вот такие замечательные медали с изображением созвездий (раздает медали, изготовленные из жёлтой бумаги с нарисованными воском созвездиями)
-Ой, а куда же делись звезды? (Солнце, когда ярко светит, оно затмевает звезды). -А когда же мы сможем увидеть созвездия? (Когда Земля повернется другой стороной к Солнцу и наступит ночь). Правильно, вспомните опыт, который мы с вами проводили. Иногда, чтобы увидеть свет, надо добавить немного тьмы. Ребята, пройдите за столы, возьмите черную краску и закрасьте медали.
-Ой, что это появилось на ночном небе? (Созвездия) -Какое созвездие у девочек?(Созвездие Андромеды ) -У мальчиков?(Созвездие Персея) -Какие красивые созвездия!!! Наденьте медали и сохраните их на память о нашем сегодняшнем путешествии. (Дети поют отрывок песни).
Мы верим, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперед от звезды до звезды.
На пыльных тропинках далеких планет
Останутся наши следы.
Литература.
- Алдонина Р.П. О звездах и планетах. - М., 2000.
- Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. - Ленинград, 1971.
- Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной. - Ярославль, 1997.
- Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. - М., 1985.
- Майорова Р. Игры и рассказы о космосе. - М., 1999.
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2004.