Разработка урока в 9-м классе по теме "Комплекс конструкционных материалов. Химическая промышленность"

Разделы: География


Цель урока: сформировать представление о химической промышленности.

Задачи: изучить особенности химической промышленности, показать значение в экономике России, раскрыть особенности размещения химической промышленности. Выделить главные центры химической промышленности в России. Формировать умение анализировать карту химической промышленности.

Оборудование: Настенная карта “Химическая промышленность”, интерактивная карта “Химическая промышленность”, презентация по теме урока, набор некоторых видов продукции отрасли, модули для письменной работы, образцы отраслевого сырья, настольная дополнительная информация по теме учебники, атласы.

Ход урока.

I. Организационный момент (30 сек).

II. Активизация знаний (3 мин)

- Что называют конструкционными материалами? Виды конструкционных материалов по степени новизны и по свойствам.

III. Изучение нового материала.

-Для того, чтобы перейти к следующей промышленности ККМ посмотрите на эти виды продукции.

1. Введение в тему ( 2 мин).

(Ребятам предлагается два набора с некоторыми из видов продукции химической промышленности).

-Ребята, что объединяет эти виды продукции? (Если отвечают, то следует запись темы урока в тетрадях и открытие её на классной доске, если нет ответа, следует задать вопросы на подведение к теме)

- Эти виды продукции принадлежат одной отрасли?

- Какая отрасль выпускает все эти виды продукции? (Химической промышленности).

2. Основная часть урока.(30 мин)

2.1 Фронтальная работа (8 - 10 мин)

- Итак, химическая промышленность - это новая отрасль промышленности, исторически возникшая позже старых отраслей, таких как каменноугольная промышленность, металлургическая, текстильная, судостроительная и др.

Она имеет ряд особенностей.

Давайте выясним, какие это особенности, обратимся к учебнику стр. 144 (2 мин):

  1. новые материалы;
  2. неограниченная сырьевая база;
  3. возможность комплексной переработки сырья.

-По карте атласа назовите виды сырья, которое использует химическая промышленность. (Ребята называют)

-Так, ребята, отрасль имеет неограниченную сырьевую базу, большое разнообразие производимой продукции, что можно сказать о структуре химической промышленности.

-Конечно, она имеет сложный отраслевой состав. Все отрасли химической промышленности объединены в группы отраслей, их три. Назовите эти группы по рис.47. стр.146 в учебнике и атласу.

(Ученики 2-3 мин работают с таблицей и составляют схему структуры химической промышленности- 2мин).

Примеры отраслей

  • добыча серы, солей, апатитов, фосфоритов;
  • сернокислая пр-сть, содовая, пр-во минер-х удобрений;
  • пр-во спиртов, органических  кислот, растворителей;

- Каковы факторы размещения отрасли?

Для этого обратимся к таблице 33 на стр.147 (Учащиеся знакомятся с таблицей и выделяют факторы размещения)

- Ребята, определив на структуру отрасли и виды продукции отрасли, мы можем сказать теперь о значении отрасли?

(учащиеся говорят о важном значении отрасли, что это ведущая отрасль, определяет развитие хозяйства страны, т.к. позволяет применять новые материалы и продукцию)

-Широкое применение химических технологий и материалов называется химизацией (введение понятия и запись его в тетрадь).

- Определив структуру и факторы размещения отрасли, мы рассмотрим теперь географию химической промышленности.

В России выделяется 4 химические базы.

Задание: каждой группе составить характеристику базы по плану, используя атлас и учебник, также можно предложить дополнительный материал из справочника

2.2. Групповая работа ( 8-10 мин на подготовку и 10-12 мин на ответы)

(Работа по группам, ответы у интерактивной карты по плану и заполнение таблицы).

План ответа:

  1. Значение
  2. Факторы размещения.
  3. Виды продукции и центры.

3. Обобщение. ( 3 мин)

- Итак, мы узнали, что химическая промышленность одна из трех авангардных отраслей, которые обеспечивают развитие хозяйства страны в целом.

В отрасли есть проблемы :

1. Недостаточное финансирование. Потребность н/х в химической промышленности не удовлетворяется из-за отставания и сокращения капитального строительства, неполного использования действующих производств.

2. Несоответствие экологическим требованиям. Ряд производств по этой причине закрыт. Назрел вопрос срочного вывода ок.50 предприятий из Москвы, С-Петербурга, Ангарска, Красногорска и др.

Неотложными задачами являются также сокращение выбросов загрязнений, утилизация отходов.

3. Нехватка ресурсов в Западной зоне приводит к необходимости больше использовать богатейшие ресурсы Сибири и Дальнего Востока.

IV. Закрепление и повторение с презентацией. (7 мин)

Д/з. параграфы 28,29.

Химическая промышленность

Лист – модуль для образца работы в тетради и группах.

Значение:______________________________________________________

Особенности отрасли:

1._________________ ; 2._________________; 3._______________.

Дополните схему.

Примеры отраслей

-

-

-

Факторы размещения:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

География размещения отрасли:

Химические базы России.

Название

Особенности базы

Отрасли

Центры производства

       
       
       
       

Д/з: пар.28-29.