Задачи:
- Закрепить в ходе викторины знания и умения детей о правилах дорожного движения, о работе милиционера - регулировщика, ГИБДД.
- Уточнить представления о дорожной азбуке, пользуясь рисунком – схемой.
- Развивать логическое мышление при разгадывании ребусов, в расшифровке слов.
Воспитательная задача:
Воспитание культуры поведения на улице, чувства ответственности за свою команду.
Активизация словаря: регулируемый, нерегулируемый перекрёсток, пересечение, знатоки, викторина, схемы, жесты.
Предварительная работа: экскурсия к перекрестку, в ГИБДД, беседы об игре – викторине, рисование улиц нашего района, работа с родителями, рисование маршрута движения из дома в детский сад, отгадывание ребусов, кроссвордов, лабиринтов.
Оборудование: три стола (красный, жёлтый, зелёный), песочные часы 1 мин., три микрофона, конверт с заданиями, скрипичный ключ, фишки трёх цветов, медали, стойка, кружки трёх цветов, ребусы, лабиринты, иллюстрации, плакаты, карандаши, ТСО
Ход занятия.
I. Вступительная часть.
(Дети входят в зал и берут по одной фишки любого цвета, встают полукругом. Обратить внимание детей на гостей и поздороваться с ними.)
- Дети, мы с вами играем в различные игры, и вы очень любите в них играть. А кто хотел бы поиграть сейчас вот здесь? (ответы детей) Хорошо. Игра называется “Что? Где? Когда?” Участвуют три команды: команда Красных, команда Жёлтых, команда Зелёных.
- Вы сейчас должны занять места за столами, которые соответствуют цвету фишек, которые вы выбрали (дети садятся). Вам необходимо посоветоваться и выбрать капитана.
(дети советуются, называют имя капитана и объясняют, почему выбрали именно этого, а не другого ребенка, капитанам прикрепить значок “К”).
- Поприветствуем капитанов и ребят знатоков. Против вас играют сотрудники детского сада, гости и родители.
- Ваши задания и вопросы в конвертах. Вопрос обсуждает вся команда, а ответ дает один из игроков. На обдумывание – одна минута. Когда время истекает, звучит сигнал. Если ответ дан полный и правильный, то команда получает баллы, за досрочный ответ команда может получить два баллы. Есть в нашей игре и музыкальная пауза, предназначенная для отдыха. Ответы команд оценивает жюри:
- директор школы – Григорьева Татьяна Павловна
- методист – Дудник Татьяна Николаевна
- инспектор ГИБДД
- Итак, начинаем игру. Внимание, первый вопрос задает ведущий:
1. Где, когда и какой транспорт появился впервые? (в 1782г. в Петербурге, коляска с педалями, изобретатель И.П.Кулибин)
( время пошло, ставятся песочные часы и звучит сигнал. Ребята обсуждают вопрос.)
- Капитан, кто будет отвечать? (дети отвечают, жюри ставит балл на доску в виде кружка).
Ведущий читает стихотворение:
Помни правила движения, как таблицу умножения.
Знай всегда их на зубок.
По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правила легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд.
Свои имеет правила шофёр и пешеход!
- Внимание! Послушайте вопрос родительницы Виктории Владимировны Кичаткиной:
Ира везёт коляску с куклой. Серёжа едет на трёхколёсном велосипеде. Мама ведёт за руку Алёнку. Кто из них пассажир, а кто пешеход? Кого называют пассажирами, а кого пешеходами? ( пешеход – мама, Ира, Алёнка; пассажир – кукла). Время пошло, обсуждаем ответы. (дети отвечают)
- Следующий вопрос задаёт Татьяна Павловна:
2. Читает письмо: “Закон улиц и дорог очень добрый. Он охраняет от страшного несчастья, бережёт жизнь, но очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело”. Вспомните и назовите основные правила поведения на улице (дети называют правила).
Правила дорожного движения
Правило 1: Переходить улицу можно по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком “Пешеходный переход”. Самый безопасный переход – подземный.
Правило 2: Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Сигналы светофора:
- “красный человечек” - означает “стойте”
- “зелёный человечек” - означает “идите”
Правило 3: Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
Правило 4: Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо.
Правило 5: Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Правило 6: Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Правило 7: Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Правило 8: Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус, трамвай, ты можешь напомнить им, что:
- автобус, троллейбус на остановке надо обходить только “сзади”
- трамвай можно обходить только “спереди”
Правило 9: Вне населённых пунктах детям разрешается идти только со взрослыми по краю дороги (обочине) навстречу машинам.
- А теперь свой вопрос задаст наш психолог Лариса Николаевна:
3. Как называется пересечение улиц и дорог? Какие они бывают? (регулируемые и нерегулируемые)
- Звучит следующий вопрос:
В нашем городе много делается для того, чтобы на дорогах было безопасно, хорошо и удобно пешеходам. Для этого прокладываются новые дороги. Вам, уважаемые знатоки, за одну минуту надо пройти по лабиринту от дома до детского сада, найти безопасную дорогу. Счастливого пути.
- Вопрос задаёт Валентина Ивановна (вносят чёрный ящик):
4. Какой предмет находится в чёрном ящике, необходимый для работы “хозяина дороги”? (ответы детей, достают из ящика жезл) Расскажите знатоки о работе регулировщика, объясните значение его жестов (выходят ребята из каждой команды, показывают жесты и объясняют их).
- Послушайте новое задание:
5. Незнайка принёс плакат из букв, но составляя его, он перепутал все буквы. Попытайтесь всё -таки прочитать, что здесь написано. Начинайте с буквы “У”. Время пошло.
Музыкальная пауза - танец “Зелёный свет” исполняют дети подготовительной группы.
- Ну что, игра – викторина продолжается. Вопрос вам задаёт инспектор ГИБДД:
6. Ребята, расскажите, что такое ГИБДД и в чём заключается работа его сотрудников? (государственная инспекция безопасности дорожного движения, дети активно отвечают)
- А теперь послушайте Татьяну Николаевну:
7. Ребята, помогите Буратино расставить дорожные знаки на рисунке (дети работают на схемах).
- Сложное задание приготовила для вас наша медицинская сестра:
8. Расшифруйте ребус, я не могу понять, что здесь написано (дети читают запись “Осторожно дети”).
- Вопрос от Нины Ивановны:
9. Уважаемые знатоки, ответьте, где на проезжей части можно переждать движущийся транспорт? ( островок безопасности)
- Свой вопрос приготовила музыкальный руководитель Людмила Васильевна:
10. Ребята, сейчас я сыграю мелодию, а вы должны вспомнить название и фамилию композитора.
- Наша игра подходит к концу, давайте споём песню, а жюри этим временем подведёт итоги викторины (дети поют песню Дементьева “Светофор”) Жюри объявляет итоги, вручает медали.
- Дети, вам понравилась викторина? (дети отвечают песней “Эта игра” на мотив песни А.Пугачёвой и М Галкина “Эта любовь”)
Ведущая:
- Я болела за вас и очень рада, что нет проигравших в этой викторине. Но вы не только должны знать, но и выполнять правила дорожного движения. Тогда не будет дорожно – транспортных происшествий, аварий, травм и все вы будете здоровыми. До следующих встреч.