Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Обучающие – познакомить детей с формулой объема, научить решать задачи, пользуясь данной формулой, закреплять знания о единицах длины, времени, массы, площади, закреплять умение делить в столбик на многозначное число, совершенствовать навык устного счета.
  • Развивающие – развивать познавательную мотивацию к учению, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, логическое мышление, внимание, память, аналитико-синтетическую работу мозга.
  • Воспитывающие – воспитывать аккуратность в письменных работах, умение доброжелательно слушать своего товарища, воспитывать взаимопомощь, воспитание чувства заботы о своем здоровье.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал для работы в группе (образцы кубического см. и деревянные бруски, разного объема).
  2. Карточки – плакатики с изображением моделей прямоугольного параллелепипеда.
  3. Карточки для устного счета.
  4. Модели единиц объема.
  5. Таблицы единиц длины, массы, времени.

Структура урока.

  1. Орг. Момент – 1 мин.
  2. Устный счет с математическим диктантом – 10 мин.
  3. Актуализация знаний – 5 мин.
  4. Постановка проблемы – 2 мин.
  5. Открытие детьми нового знания – 7 мин.
  6. Физкультминутка – 2 мин.
  7. Первичное закрепление – 7 мин.
  8. Закрепление и самостоятельная работа – 6 мин.
  9. Итог урока и оценка знаний (рефлексия) – 4 мин.
  10. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

  1. Орг момент.
  2. Устный счет. Математический диктант с самопроверкой:
    1) Верно ли, что 5 ед. второго разряда больше 8 ед. первого разряда?
    2) Верно ли, что произведение 24*3 и 2*36 равны?
    3) Верно ли, что если Захар ростом не выше Олега, то он обязательно ниже его?
    4) Верно ли, что если из круглого числа нужно вычесть 10, то достаточно зачеркнуть справа 1 ноль у данного числа?
    5) Верно ли, что при делении с остатком, остаток всегда меньше делителя?
    6) Верно ли, что на данном чертеже квадратов больше чем 14?

    Учащиеся сами себя оценивают, сверяя ответы с доской.
  3. Устный счет. На доске:

Задание:

Вырази величины в новых ед. измерения.

4 км. 15м., 4м. 15 см., 4 дм. 15мм, 4м. 15 мм., 4 кв. м. 15 кв. дм., 4 кв. м. 15 куб. см., 4 ц. 15 кг., 4 т. 15 кг., 4 ч. 15 кг., 4 ч. 15 мин., 4 мин. 15 сек., 4 кг. 15 г., 4 сут. 15 ч.

Объясни смысл выражений, пользуясь чертежом:

a + b , a – b, a*2 + b*2, (a + b)* 2, a*b, a:b.

4. Актуализация знаний.

5. На доске примеры по трем уровням сложности.

8571:3
6512:4
1722:6
2435:5
1554:34
4366:59

 

256626:807


 

Учитель: Выбери себе задание из любого столбика и реши его как можно быстрее. (Дифференцированный подход к обучению).

Взаимопроверка. Работа в паре.

Учитель: Сегодня мы работаем в комиссии по проверке нашей школы. Наша задача, определить соответствует ли норме количество учащихся в классе. Для этого нам нужно определить, какой объем воздуха приходиться на каждого ученика. Не переполнен ли класс?

Как вы думаете, каких знаний нам не хватает, чтобы решить эту проблему? (Не знаем, как найти объем).

Идет открытие нового знания путем работы в группах. Каждой группе раздаются модели куб. см. и деревянные бруски. Задача групп: определить объем бруска.

Высказывание детей, как работали.

Учитель: Теперь найдите объем трех брусков. А как найти объем, если дана коробка такого же размера? (Длину умножить на ширину, на высоту).

Дети с помощью учителя выводят и записывают в тетради формулу объема: V = a b c

– Нужно ли запоминать эту формулу? Почему? (Чтобы решать задачи на нахождение объема).

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

Учитель: Можем ли теперь справиться с задачей? Что потребуется для условия? (Длина – 8 м., ширина – 6 м., высота – 3 м. класса).

– Можем узнать объем воздуха в классе? (Да V = 6 * 8 * 3 = 144 куб. метра).

– Определим количество объема воздуха на каждого ученика и учителя. (144: 24 = 6 куб. метров).

– Норма составляет 5 куб. метров. Какой делаем вывод?

Дети: Наполняемость 4 “Б” класса гимназии соответствует объему классной комнаты.

Закрепление и самостоятельная работа.

Учитель: Найди объем прямоугольного параллелепипеда, если

А = 8 см.,
А = 30 м.,
А = 2 дм.,
в = 10 см.,
в = 10 м.,
в = 70 см.,
с = 9 см.
с = 70 м.
с = 50 см.

Проверка выполнения задания. Работа в паре.

Итог урока и рефлексия.

– Какое новое знание открыли на уроке?

– Кто запомнил формулу объема?

– Где нам пригодиться новое знание?

– Был ли интересен урок?

Оцени себя на уроке по 10 бальной системе.

– Мне на уроке все понятно.

– Я был активен.

– Хочется еще решать такие задачи.

Домашнее задание:

Найди объем комнаты и кухни. Сравни объемы.