Тема четверти. “Искусство на улицах твоего города”.
Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2006 год.
Тип урока. Обобщение изученного материала.
Вид работы. Работа с бумагой.
Форма работы. Работа в группах.
Цель. Формировать представление об искусстве на улицах города (архитектурной композиционной эстетике парков, скверов, бульваров и площадей города Красноярска).
Задачи:
- – обобщить знания учащихся о композиции (сюжетно – композиционном центре, законе контрастов, цельности композиции);
- – вырабатывать умения проектировать парки, скверы, бульвары, площади из бумаги;
- – развивать творческие способности в конструировании из бумаги;
- – воспитывать любовь к культуре родного края, бережному отношению к природе, культурным памятникам архитектуры, скульптуры.
Оборудование: компьютер с медио возможностями.
Зрительный ряд: слайды фонтанов, фонарей, оград, украшений парков, тема четверти и урока на слайдах; фрагмент фильма “Истории Красного Яра” – “Городской сад”; слова “архитектор”, “композиция”, таблица контрастов; композиции со смещенным композиционным центром; сигнальные карточки – “солнце” для самооценивания; макеты оград, фонарей, деревьев.
Музыкальный ряд: Грейнджер П. “Загородные сады”.
Материалы: альбомная бумага, цветная бумага, краски, клей.
Инструменты: ножницы, карандаш, линейка, кисть.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Погружение в тему урока.
– Ребята! Обратите внимание, что за предметы стоят у нас на столе?
|
(фонари, ограды, деревья)
– Как вы думаете, почему они у нас сегодня на уроке? (так как мы всю четверть создавали макеты, фонарей, оград, деревьев)
– Над какой темой мы работаем в этой четверти?
(показ слайда № 1 “Искусство на улицах твоего города.”
– О каких культурных достопримечательностях города мы с вами говорили на предыдущих
уроках? (Парках, скверах, бульварах, площадях)
– Связаны ли наши макеты с парками, скверами, бульварами, площадями? (Да, так как мы можем использовать наши макеты для постройки парков, скверов, бульваров, площадей )
1.Обоснование проблемы урока.
Показ слайда № 2. Чтение текста.
– Выйди на улицу! Ты увидишь здесь самые разные здания, витрины, машины, фонари, ажурные ограды и многое другое.
Все это вместе составляет лицо города, его образ.
– Кто создает образ города? (художник)
– Кто создает парки, скверы, бульвары, площади?(архитекторы)
– Обратите внимание, слово архитектор размещено на доске.
– С каким настроением архитекторы создают парки, скверы, бульвары, площади? (хорошим)
– А если вы будете архитекторами, то с каким настроением вы будете работать? (хорошим)
– Как мы узнаем, что у каждого из вас хорошее настроение? (по солнышку)
“отлично” |
“удовлетворительно” |
– Ребята! Мы с вами сказали, что парки, скверы, бульвары, площади создают архитекторы.
– Может кто-то из вас назовет тему нашего урока?
2. Тема урока, ее озвучивание.
(“Архитектура парков, скверов, бульваров и площадей”.)
– Когда вы смотрели слайды с названием темы четверти, то увидели город. Назовите его?
(Красноярск – слайд №3. )
– Что должен знать архитектор, когда создает парки, скверы, бульвары, площади?
– Для кого они? (детей, взрослых, молодежи)
– Так какие парки бывают? (детские, молодежные)
– Что делают люди в парках? (отдыхают)
– Такой парк мы называем…? (парк отдыха)
– В каком парке вы бы хотели отдохнуть?
– Почему?
III. Обобщение изученного материала.
1. Композиционное решение парков, скверов, бульваров, площадей.
– Что должен знать архитектор, размещая предметы отдыха в парке, сквере, бульваре, площади? (композицию)
– Вспомните, как это слово пишется?
Оно размещено на доске.
– А что мы называем композицией?
(Составление. Красивое расположение.)
– Скажите, где у меня на столе композиция, а где нет?
Если архитектор строит парк, он должен помнить, что в парке есть центр, край.
– Что может быть основным элементом в композиции?
(Самое большое дерево, самое красивое дерево, скульптура, фонтан.)
Красноярск тоже славится своими фонтанами. Сегодня уже трудно сосчитать, сколько в городе фонтанов: больших и маленьких, простых и сложных, с музыкой и подсветками. Красноярск занимает второе место в России, после Петергофа по количеству фонтанов. Говорят, что количество их приближается к 150.
Самые любимые фонтаны горожан – это, конечно фонтаны на театральной площади: изумительной красоты цветомузыкальный Городской фонтан (слайд № 4) и открытый к 375-летию города Каскадный фонтан “Реки края” (слайд № 5).
На пересечении улицы Сурикова и проспекта Мира есть удивительный уголок с очень милым небольшим фонтаном “Питерским мостиком” (слайд № 6).
У молодоженов Красноярска родилась традиция: в день бракосочетания приезжать к этому фонтанчику в самом сердце города. Если жених пронесет невесту по мостику на руках, то будущая семейная жизнь сложится счастливо.
На пересечении проспекта Мира и улицы Перенсона есть еще один фонтан “Адам и Ева”. (слайд № 7)
Есть и второе название, которое дали красноярцы полюбившейся композиции, – “Валентин и Валентина”.
А вот скульптуру мальчика у фонтана (слайд № 8) на проспекте имени газеты Красноярский рабочий, напротив магазина “Баджей”, на зиму убирают. Ну а летом очень трудно представить эту площадь без фонтана “Бегущий мальчик”, в котором воплощена идея юности и счастья.
Предмостная площадь украсилась великолепным фонтаном “Похищение Европы” (слайд № 9). Название таинственное и необычное.
Мифологический Зевс принес на берега Енисея похищенную красавицу Европу.
В 2004 году в Красноярске появился еще один живописный уголок – площадь Правосудия, украшенная скульптурой и оригинальны фонтаном с подсветкой (слайд № 10). Богиню правосудия Фемиду отлили в бронзе и поставили перед краевым судом.
Своей оригинальностью и необычностью поражают фонтаны, которые называются “Гранитные шары” (слайд № 11,12). С трудом верится, что вес такого шара три тонны. Такие шары можно увидеть на проспекте Мира и на Предмостной площади.
– Фонтан – один из основных элементов композиции, а что будет второстепенными элементами композиции? (мелкие деревья, кустарники, цветы, ограды) (слайды № 13,14,15)
– А что еще есть в парках?(дорожки, клумбы, фонари) (слайды № 16,17,18,19,20,21)
– В ноябре 2010 года уличному фонарю исполнится 280 лет.
Необычные композиции появились на улицах Красноярска. (слайды № 22,23)
2. Просмотр фрагмента фильма.
А еще в Красноярске есть самый старый парк, который красноярцы очень любят и ценят. Его называют городским садом.
Из чего сделан сад у меня на столе (макет зеленой зоны)
– Из чего сделаны все детали? (из бумаги)
IV. Техника безопасности при работе с инструментами.
– Какими инструментами пользовались при изготовлении деталей парка?
(ножницами, карандашом)
– Что мы должны помнить, работая с этими инструментами? (технику безопасности…)
V. Акцентуация работы в группах.
– Сейчас каждая группа станет архитекторами и создаст парк для города Красноярска.
В парке должно быть очень уютно. Каждая группа обустраивает свою полянку для отдыха.
Вам необходимо высадить деревья и кустарники, разместить фонари, ограду, ворота, скамьи так, чтобы при взгляде на полянку сверху, мы увидели бы удачную композицию.
VI. Релаксация.
– А сейчас, ребята, встаньте, подравняйтесь! Давайте представим, что мы ледяные скульптуры.
Мы стоим грациозно, с высоко поднятыми головами, совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепкие.
Вот выглянуло солнце, лучи его припекают все сильнее и жарче. Мы начинаем таять. Сначала падает голова.., плечи.., руки. Лед, из которого мы сделаны, медленно тает. Наши ноги оседают, мы плавно приседаем. Ну, вот поднялся холодный ветер и дует на нас: ф-ф-у… .
Мы снова становимся стройными и прямыми.
– Садитесь!
– Сейчас вы отдохнули и можете приступать к работе.
VII. Звучание музыки.
– Когда хорошее настроение в парке? (Когда звучит красивая музыка)
– В парках, где отдыхают люди, всегда звучит прекрасная музыка.
– И в наших парках будет звучать музыка.
VIII. Практическая работа в группах.
IX. Рефлексия.
1. Выставка парков и их демонстрация.
– Ребята! Может кто-то из архитекторов уже готов продемонстрировать свою парковую композицию?
2. Самооценивание.
– Какое солнце будет светить над вашими полянками парка?
– Какое настроение у вас сегодня на уроке?
– Когда у ученика хорошее настроение? (когда получит оценку “5”)
– Давайте посмотрим, кто какую оценку себе поставит? Возьмите солнышко и приклейте его к доске.
– Садитесь!
– Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали!
– Понравилось ли вам работать на уроке?
– Что понравилось?
X. Итог урока.
Своим трудом на уроке вы помогли архитекторам нашего родного края благоустроить парки города Красноярска.
Сибиряки любят свой город, бережно к нему относятся, слагают песни и стихи.
(Слайд № 24).
XI. Домашнее задание.
– К следующему уроку посмотрите автомобили, которые встречаются на улицах города, села.
Если есть возможность, то принесите журналы, открытки об автомобилях.
– Спасибо за урок!
Приложение. Презентация.