Применение закона Паскаля. Пневматические инструменты, гидравлические машины

Разделы: Физика


Цель урока:

  • Изучить физические основы работы и устройства пневматических инструментов и гидравлического пресса.
  • Продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к предмету.

Оборудование:
Демонстрационное:

  • компьютер, мультимедиапроектор,
  • экран, колесо, макет вагона, гидравлический пресс.

Раздаточное:

  • стакан с водой,
  • два шприца разного диаметра, трубка.

“Душа науки – это практическое применение ее открытий”
У. Томсон

Ход урока

I. Изучение новой темы

Учитель: Сегодня мы познакомимся с примерами того, как законы физики приходят на помощь человеку в его практической деятельности; рассмотрим принцип действия пневматических инструментов и гидравлических машин.

– Как читается закон Паскаля?

Ученик: Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинокого во всех направлениях.

У. Что означает слово “Пневмотическое”? (Дыхание, ветер)

– Ротики закрываем, зажимаем нос, попробуем выдохнуть. Что ощущаете?

Ученик: Увеличение давления в ротовой полости в ушах.

Учитель: Почему?

Ученик: Уменьшили объем легких и давление увеличивается в легких и оно передается в ротовую полость.

Учитель: Правильно. Молодец. Что означает слово гидравлический? (Гидравликос – водяной.)

– Для того, чтобы вода двигалась по трубке что необходимо? (Давление)

– Что такое механическое давление?

Р = F/S; F = p* S

Опыт: Отодвинули поршень. Вокруг шприца есть давление? (Да, атмосферное)

Оно одинаково со всех сторон и поршень не движется.

Учитель: Какой поршень отодвинуть легче? (Маленький. На большой поршень сила атмосферного давления действует больше и поэтому трудно отодвинуть)

Располагаем шприц вертикально, закроем пальцем отверстие и попробуем выдвинуть поршень. Воздух может войти в шприц? (Нет) Значит там вакуум. Почему поршень возвращается назад? (За счет атмосферного давления)

Причина возникновения атмосферного давления? (Земное притяжение. Верхние слои давят на нижние …)

С какой радости атмосфера давит верх на поршень? (По закону Паскаля)

Если где-то в воздухе мы создаем давление, оно может передаваться?

Ученик. Да, по закону Паскаля.

Учитель: Соединяем шприцы. Давим на один из шприцов. Что происходит? Давлю вниз. А почему поршень движется вверх?

При увеличении объема воздуха под поршнем давление уменьшается. А что происходит с атмосферным давлением? (Не меняется)

Почему маленький поршень движется медленно?

Ученик: Мешает сила трения.

Учитель: Как уменьшить трение?

Ученик: Отполировать, смазать маслом.

Учитель: Итак, мы выяснили, что давление воздуха можно передать. Где это используется? Где используется похожая система?

Ученик: В насосе, но там один поршень. В автобусе. Открывание двери.

Демонстрация опыта.

Учитель: Как вы думаете, надежна ли эта система?

Ученик: не совсем герметично.

Учитель: Берем маленький шприц, выдвигаем поршень, закрываем отверстие и попробуем опустить. Трудно? Почему? Вспомним свойства воздуха.

Ученик: Воздух сжимаем и упруг.

Учитель: Всасываем воду в шприц. Заполняем до половины. Закрываем пальчиком и попробуем сжать воду. Получается? (Нет)

Учитель: А почему воздух можно сжать, а воду нет?

Ученик: Молекулы воздуха далеко расположены друг от друга. А в жидкости между ними –одна молекула?

Учитель: Лучше держит и передает давление воздух или вода?

Ученик: Вода.

Учитель: Распространяется ли закон Паскаля на воду? (Да.) Трубка должна быть прямая или кривая?

Ученик: Любая.

Учитель: Где с помощью жидкости передают давление? (Тормоза у машин)

(Слайд 4) Приложение 1

Тормозная жидкость находится в трубке, которая соединяется с цилиндром с поршнем. Сейчас попробуйте нажимать на один и другой поршень. Что замечаете?

Ученик: На маленький поршень легче нажимать. Большой цилиндр у колеса, а маленький у педали. Окончание поршня – тормозная колодка.

Демонстрация работы тормоза

Учитель: Для чего на конце поршня шероховатость? (Для увеличения силы трения)

Выводы: Передача давления воздухом используется в системе привода открывания дверей в автобусе, в вагонах поездов и других транспортных средств.

Передача давления жидкостями используется в тормозной системе автомобилей.

Учитель: Гидравлический пресс. Что это такое?

Ученик: Это система из двух цилиндров разного диаметра с поршнями. Цилиндры соединены с трубкой.

Учитель: По большому счету мы уже получили гидравлический пресс. Давим на маленький. Что происходит с большим? И обратно. На какой поршень легче давить? Давим на маленький и попробуем придержать большой. Трудно? Значит. С маленькой силой можно получить большую силу!

Итак, назначение пресса – увеличение силы.

Что там под поршнем?

Ученик: Масло.

Учитель: Какое? Сливочное? (Минеральное) Почему масло а не вода?

Ученик: Масло уменьшает трение, обеспечивает герметичность, от масла не ржавеют детали.

Мы прикладываем силу к маленькому поршню Fм , площадь поршня Sм . Если мы давим с какой то силой на малый поршень, что в жидкости возникает?

Ученик: Давление.

Учитель: Возникает, то передается? (Да) Значит в большом поршне также возникает давление Fб. Как читается закон Паскаля? Я уже забыла.

 

Что можно сказать о давлениях рм и рб?

Ученик: Они равны.

Учитель:

рм = рб
Fм/ Sм = Fб/ Sб

Как в математике называете вы такую запись?

Ученик: Пропорция.

Учитель: Применим основное свойство пропорции и получим

Fм Sб = Fб Sм / Sм Fм
Sб/ Sм = Fб/ Fм

Сила Fб во сколько раз больше силы Fм, во сколько раз площадь большего поршня Sб больше площади малого поршня Sм

Если Sб/ Sм =10, то Fб/ Fм =10
Fб/ Fм – выигрыш в силе.

Демонстрация видеофрагмента. Применение гидравлической машины

Благодарю вас за работу. Осталось подвести итог. Что же мы узнали сегодня? (Слайд 3) Приложение 1

Итак,

  1. Где используется передача давления воздухом?
  2. Где используется передача давления жидкостями?
  3. Какой выигрыш в силе даёт гидравлический пресс?
  4. Какой закон используется у устройствах пневматических инструментов и гидравлических машин?

Интерактивная задача.
Оценки за урок.

Домашнее задание: Выяснить принцип работы системы умывания ветрового стекла автомобиля. Сделать модель системы.

Приложение 2