Сочинение – один из видов работы по развитию речи в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь создать небольшие собственные тексты (сочинения) по интересной им тематике на основе впечатлений, литературного произведения, сюжетных картинок, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.

Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения.

Сочинения делятся, согласно методической традиции, на сочинения повествовательного характера, на сочинения описательного характера и на сочинения – рассуждения. В свою очередь сочинения описательного характера тоже делятся на отдельные виды.

Описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, одежды – один из видов ученических высказываний. Основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.

Описание внешности человека – это один из наиболее трудных видов описания.

По источнику в этих описаниях можно выделить описание внешности человека по памяти, на основе жизненного опыта, по специальным наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, по картине.

Описание внешности человека, так же как и другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным.

Естественно, что не всеми видами описания могут заниматься обучающиеся в начальных классах. О научном описании обучающиеся должны иметь представление. Деловому описанию нужно уделить большее внимание, так как в жизни умение указывать приметы какого – либо лица может оказаться полезным. Кроме того, этот вид работы, требующий умения видеть характерные детали внешности человека, развивает наблюдательность учащихся. Большое внимание так же нужно уделить и художественному описанию внешности человека, так как работа над этим видом описания имеет особое значение для обогащения речи учащихся.

Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь обучающихся “портретной” лексикой, которой они недостаточно владеют. Работа над описанием внешности готовит обучающихся к сочинениям на литературные темы.

Сочинения описательного характера проводятся мной на уроках литературного чтения и русского языка.

Приведу пример урока развития речи в 4-м классе на тему “Один из нас”.

Источник описания – наблюдение. Стиль описания – деловой.

Цель: обеспечение поисковой деятельности и получение результата.

Задачи:

  1. Расширить словарный запас обучающихся, обогатить речь “портретной” лексикой.
  2. Развивать умение строить высказывание в определенной композиционной форме.
  3. Развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям.
  4. Воспитывать уважение к мнению партнера по совместной работе.

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, 4-й класс, часть 1, с. 56–68 (авт. Н.А.Чуракова), компьютеры.

Содержание урока:

  1. Постановка учебной задачи, определение целей урока.
  2. Решение учебной задачи:
    а) Работа по произведению Леонида Андреева “Петька на даче”.

Учитель. Прочитайте, подготовленное дома, описание внешности Петьки.

Дети. У Петьки была маленькая, худая, сгорбившаяся фигурка. На стриженой голове пошли нехорошие струпья. Лицо у него веснушчатое, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.

У. На основе чего вы получили описание внешности Петьки?

Д. На основе прочитанного произведения.

У. Что именно описывается во внешности Петьки?

Д. Фигура, голова, лицо, глаза, рот, руки, шея.

У. Какие языковые средства использованы автором при описании внешности мальчика?

Д. Имена прилагательные, сравнение.

У. В каком стиле дано описание? Докажите.

Д. В художественном стиле, т. к. описание дано в яркой форме.

У. Какие еще виды речи вам известны?

Д. Деловой, научный.

У. Что главное для делового стиля?

Д. Указать особые приметы описываемого лица.

б) Работа в парах. Составление “портретной” лексики.

Заполнение таблицы на компьютере (набор вариантов)

волосы Светлые, русые, черные, прямые, волнистые, кудрявые, коротко подстриженные, длинные.
лицо Круглое, удлиненное, смуглое, недовольное, сердитое, удивленное, равнодушное, испуганное, улыбающееся.
лоб Небольшой, открытый, высокий, невысокий.
брови Широкие, узкие, дугой, изогнутые, густые, черные, белые.
глаза Синие и живые, светлые, серые, карие, голубые, черные и большие, узкие, косые, злые, добрые, хитрые, умные, озорные, удивленные, дикие, недоверчивые, задиристые.
нос Прямой, с горбинкой, курносый, горбатый, длинный, вздернутый, широкий, узкий.
рот Маленький, широко раскрытый, полуоткрытый.
губы Тонкие, широкие, большие, яркие.
улыбка Грустная, очаровательная.

в) Обсуждение вариантов, дополнение.

3. Самостоятельная работа. Описание в деловом стиле внешности человека по наблюдениям.

Речевая ситуация.

– Говоря о внешнем облике друга (подруги), вы можете не называть его (ее) имени, но, если портрет действительно отразит особенности описываемого лица, ребята по классу сразу догадаются о ком идет речь.

4. Чтение обучающимися написанных сочинений, узнавание описываемого лица.

5. Рефлексивно – оценочная деятельность.

– Что вы думаете по поводу проведенного урока?

– Какое задание на уроке было интересным?

– Какое задание на уроке оказалось для вас самым трудным? Почему?