Цели урока:
- Продолжать формировать навыки работы с поэтическим текстом, умение анализировать художественные картины.
- Развивать умение выделять главное, проникать в глубину мыслей поэта.
- Воспитывать любовь и чувство глубокого уважения к окружающим нас людям, к старости.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина и его няни Арины Родионовны.
- Грамзапись песни на стихи А.С. Пушкина “Зимний вечер”.
- Иллюстрация картины Виктора Попкова “ Моя бабушка и ее ковер”.
- Стихотворение Л. Квитко “Бабушкины руки”.
Ход урока
(На доске название главы, которую изучаем) “Мир нуждается в нашей защите”
1. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем изучение главы “Мир нуждается в нашей защите”.
– Давайте вспомним, о чем мы уже говорили на страницах этой главы, какой мир нуждается в нашей защите? Вспомните эпиграф к главе:
“Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”
Антуан Сент Экзюпери
(Ответы детей)
– А сейчас откройте учебник и прочитайте название двух следующих произведений в этой главе. По-моему, авторы учебника решили нас удивить: оба стихотворения А.С.Пушкина “Няне” и “Зимнее утро” поместили в главу “Мир нуждается в нашей защите”.
Как вы думаете, случайно ли именно в этой главе оказались оба стихотворения А.С.Пушкина, посвященные старенькой няне?
(Дети высказывают свои предположения)
Пушкин А.С. (1799–1837 гг.)
Александр Сергеевич родился в 1799 г. 6 июня в Москве, в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушка научила его писать и читать по-русски, а любимая няня Арина Родионовна рассказывала будущему поэту замечательные сказки.
Портрет няни
Яковлева Арина Родионовна (1758–1828 гг.)
Для А.С.Пушкина няня была очень близким и родным человеком. Она воспитывала его с детства. Они были неразлучны. Няня была к Александру очень добра, любила его, и он всегда это чувствовал. Любил Саша слушать сказки, а их Арина Родионовна знала много.
Когда Александр подрос, его отдали в лицей (Царское село под Петербургом). А старенькая няня грустила и часто вспоминала своего воспитанника. А с 1824 г. по 1826 г. Пушкин был в ссылке в родовом имении с. Михайловское. По приказу царя он не имел права даже выезжать из этого села. А наказали его за то, что он в своих стихах поддерживал декабристов, которые восставали против царя. Он был лишен общения с друзьями. И опять с ним рядом была его няня.
|
|
В сентябре 1826 г. Пушкин был вызван в Москву на собеседование к новому царю Николаю 1 и не вернулся в село Михайловское. Но поэт не забывает свою няню, часто думает о ней. И в первые месяцы после отъезда рождается стихотворение, посвященное “Няне”. В последний раз поэт видел Арину Родионовну через год после ссылки. А еще через год его любимая няня умерла.
2. Работа над текстом стихотворения “Няне”
Словарь: светлица – светлая парадная комната в доме.
– Чтение учителем стихотворения “Няне”.
– Какие чувства питает герой стихотворения к няне?
Нежность (Голубка дряхлая моя)
Благодарность (Подруга дней моих суровых)
Сочувствие и жалость (Одна, одна, давно ты ждешь меня; ты горюешь, будто на
часах; в твоих наморщенных руках; тоска, предчувствия, заботы теснят твою
всечасно грудь).
– Прочтите те строки, из которых видно, что герой не просто не забыл свою няню, но и хорошо представляет ее себе.
– Он уверен, что она его ждет? Докажите текстом.
– Можно ли прийти к выводу, что Пушкин остался самым близким человеком для няни?
(Няня одинока, живет одними мыслями о своем воспитаннике. На душе у нее тревога, дурные предчувствия)
– Как он называет няню и почему?
(Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя).
(Он благодарен ей за любовь и преданность. Ведь только она его и ждет всегда.
И за то, что, как и тогда в детстве, она его жалела, была рядом с ним эти два года ссылки, сочувствовала ему).
– Захотелось ли вам прочесть это стихотворение самим?
(Чтение про себя, а затем вслух)
3) Работа над текстом стихотворения “Зимний вечер”
– А это стихотворение написано Пушкиным было немного раньше, в 1825 г. И тогда он тоже был в ссылке. Стихотворение также посвящено няне Арине Родионовне.
Словарь:
веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с
заостренным концом;
лачужка – небольшая, старая изба;
обветшалая кровля – старая крыша.
– Выразительное чтение стихотворения учителем.
– Какое настроение создает описание состояния природы в начале стихотворения?
(Впечатление настоящей снежной бури, неразберихи. Буря ведет себя настолько разнообразно, что напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то путника, то неизвестно кого: то ли ветер, то ли домового, шумящего соломой. Это настоящая стихия, которая окружила со всех сторон маленький старенький домик. Настроение затерянности человека в мире природы, одиночества и тревоги: “Наша бедная лачужка и печальна, и темна”).
– Передается ли настроение обитателям избушки? Как лирический герой пытается изменить ситуацию? А еще как?
– Можно ли сказать, что он помнит свое общение с няней в детстве, что он благодарен ей?
(Именно поэтому он посвятил ей эти стихи. Своей любимой няне, которую он очень любил и испытывал глубокое чувство благодарности).
(Добрая подружка бедной юности моей, моя старушка, мой друг, моя подружка).
4) Прослушивание грамзаписи песни на стихи А. С. Пушкина “Зимний вечер”.
– Что вас удивило? О чем это говорит?
(Стихи А.С.Пушкина любили и любят во все времена, по произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы)
– Чем вы можете объяснить тот факт, что оба стихотворения Пушкина помещены в главу “Мир нуждается в нашей защите”?
(Мнения детей)
Существует не только мир природы, который мы должны беречь и защищать, но и мир человека, мир наших отношений и чувств. Это мир, который нуждается в таком же внимании, в такой же бережной поддержке, что и окружающая нас среда.
– Какое из этих стихотворений вам захотелось выучить наизусть?
5) Работа с иллюстрацией картины В. Попкова “Моя бабушка и ее ковер”.
В картинной галерее (в конце учебника) есть картина современного художника В.Попкова “Моя бабушка и ее ковер”. Приложение.
Виктор Попков. Моя бабушка и ее ковер
– Какими чувствами хотел поделиться с нами художник?
– Как вы думаете, старушка специально позировала художнику, или эта сцена из жизни случайно подмечена?
– Почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту характера намекает автор? (Скромность, не желает привлечь к себе внимание
– Как одета старушка? (Скромно и аккуратно.)
– В какой позе она сидит, что выражает эта поза? (Она устало сложила натруженные руки на коленях.)
– Из чего сделан ковер, на фоне которого она сидит? (Из тряпичных лоскутов.)
– Вам приходилось видеть такие ковры? Они фабричные или сделаны своими руками?
– Много ли времени понадобилось, чтобы его сшить?
– Можно ли назвать его нарядным? (Конечно, хотя наличие такого ковра в доме не говорит о богатстве и состоятельности владельца, зато говорит, что человек из простых, недорогих и доступных лоскутов ткани может сотворить настоящий праздник).
– А может, этот ковер напоминает всю бабушкину жизнь?
(Жизнь каждого человека – это мозаика из радостных и горестных мгновений, из удач и неприятностей, из побед и поражений, из ярких встреч и пустых, тягостных часов и дней, жизнь похожа на этот лоскутный ковер, в котором чередуются яркие и бледные цвета, а бабушка пережила и повидала многое в своей жизни).
– Каким же чувством хотел поделиться с нами художник?
(Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой жизни, к ее скромному характеру, трудолюбию, человеку, который умеет творить добро и праздник, несмотря на все жизненные тяготы).
– А вы любите свою бабушку? Поделитесь своими чувствами.
– Приходилось ли вам разглядывать бабушкины руки, какие они, почему?
6) Чтение стихотворения Л.Квитко “Бабушкины руки”. Приложение (слайд 14).
– Что умеют делать руки твоей бабушки?
– Как вы заботитесь о своей бабушке?
– Почему автор учебника предложил нам поговорить о старенькой бабушке именно в главе “Мир нуждается в нашей защите”?
(Ответы детей)
Итог: Случайно ли, именно в этой главе “Мир нуждается в нашей защите”, оказались оба стихотворения А.С.Пушкина, посвященные старенькой няне? Какой еще мир нуждается в защите?
(Старость заслуживает особого уважения. Мы уважаем их за мудрые советы, за их все умеющие натруженные руки, за их безграничную любовь к детям и внукам. Старость нуждается в защите и поддержке тех, кто ее окружает)
– А вы задумывались раньше об этом?
– Что еще важного для себя вы открыли на уроке?
– Во многих городах Росси есть памятники А.С.Пушкину, его именем названы улицы, библиотеки. Его чтут во многих странах мира. И это заслуженно, ведь он подарил миру великие произведения.
– И няне Пушкина установлен памятник. Почему потомки чтут память об Арине Родионовне. Приложение.
|
|