Урок литературного чтения в 3-м классе по программе Л.В. Занкова "Мир нуждается в нашей защите". А.С. Пушкин "Няне", "Зимний вечер".

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжать формировать навыки работы с поэтическим текстом, умение анализировать художественные картины.
  2. Развивать умение выделять главное, проникать в глубину мыслей поэта.
  3. Воспитывать любовь и чувство глубокого уважения к окружающим нас людям, к старости.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина и его няни Арины Родионовны.
  2. Грамзапись песни на стихи А.С. Пушкина “Зимний вечер”.
  3. Иллюстрация картины Виктора Попкова “ Моя бабушка и ее ковер”.
  4. Стихотворение Л. Квитко “Бабушкины руки”.

Ход урока

(На доске название главы, которую изучаем) “Мир нуждается в нашей защите”

1. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем изучение главы “Мир нуждается в нашей защите”.

– Давайте вспомним, о чем мы уже говорили на страницах этой главы, какой мир нуждается в нашей защите? Вспомните эпиграф к главе:

“Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”
Антуан Сент Экзюпери

(Ответы детей)

– А сейчас откройте учебник и прочитайте название двух следующих произведений в этой главе. По-моему, авторы учебника решили нас удивить: оба стихотворения А.С.Пушкина “Няне” и “Зимнее утро” поместили в главу “Мир нуждается в нашей защите”.

Как вы думаете, случайно ли именно в этой главе оказались оба стихотворения А.С.Пушкина, посвященные старенькой няне?

(Дети высказывают свои предположения)


Пушкин А.С. (1799–1837 гг.)

(Приложение)

Александр Сергеевич родился в 1799 г. 6 июня в Москве, в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушка научила его писать и читать по-русски, а любимая няня Арина Родионовна рассказывала будущему поэту замечательные сказки.


Портрет няни
Яковлева Арина Родионовна (1758–1828 гг.)

Для А.С.Пушкина няня была очень близким и родным человеком. Она воспитывала его с детства. Они были неразлучны. Няня была к Александру очень добра, любила его, и он всегда это чувствовал. Любил Саша слушать сказки, а их Арина Родионовна знала много.

Когда Александр подрос, его отдали в лицей (Царское село под Петербургом). А старенькая няня грустила и часто вспоминала своего воспитанника. А с 1824 г. по 1826 г. Пушкин был в ссылке в родовом имении с. Михайловское. По приказу царя он не имел права даже выезжать из этого села. А наказали его за то, что он в своих стихах поддерживал декабристов, которые восставали против царя. Он был лишен общения с друзьями. И опять с ним рядом была его няня.


Дом-музей Пушкина в с. Михайловское


В кабинете в Михайловском

В сентябре 1826 г. Пушкин был вызван в Москву на собеседование к новому царю Николаю 1 и не вернулся в село Михайловское. Но поэт не забывает свою няню, часто думает о ней. И в первые месяцы после отъезда рождается стихотворение, посвященное “Няне”. В последний раз поэт видел Арину Родионовну через год после ссылки. А еще через год его любимая няня умерла.

2. Работа над текстом стихотворения “Няне”

Словарь: светлица – светлая парадная комната в доме.

– Чтение учителем стихотворения “Няне”.

– Какие чувства питает герой стихотворения к няне?

Нежность (Голубка дряхлая моя)
Благодарность (Подруга дней моих суровых)
Сочувствие и жалость (Одна, одна, давно ты ждешь меня; ты горюешь, будто на часах; в твоих наморщенных руках; тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь).

– Прочтите те строки, из которых видно, что герой не просто не забыл свою няню, но и хорошо представляет ее себе.

– Он уверен, что она его ждет? Докажите текстом.

– Можно ли прийти к выводу, что Пушкин остался самым близким человеком для няни?

(Няня одинока, живет одними мыслями о своем воспитаннике. На душе у нее тревога, дурные предчувствия)

– Как он называет няню и почему?

(Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя).

(Он благодарен ей за любовь и преданность. Ведь только она его и ждет всегда.

И за то, что, как и тогда в детстве, она его жалела, была рядом с ним эти два года ссылки, сочувствовала ему).

– Захотелось ли вам прочесть это стихотворение самим?

(Чтение про себя, а затем вслух)

3) Работа над текстом стихотворения “Зимний вечер”

– А это стихотворение написано Пушкиным было немного раньше, в 1825 г. И тогда он тоже был в ссылке. Стихотворение также посвящено няне Арине Родионовне.

Словарь:

веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом;
лачужка – небольшая, старая изба;
обветшалая кровля – старая крыша.

– Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Какое настроение создает описание состояния природы в начале стихотворения?

(Впечатление настоящей снежной бури, неразберихи. Буря ведет себя настолько разнообразно, что напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то путника, то неизвестно кого: то ли ветер, то ли домового, шумящего соломой. Это настоящая стихия, которая окружила со всех сторон маленький старенький домик. Настроение затерянности человека в мире природы, одиночества и тревоги: “Наша бедная лачужка и печальна, и темна”).

– Передается ли настроение обитателям избушки? Как лирический герой пытается изменить ситуацию? А еще как?

– Можно ли сказать, что он помнит свое общение с няней в детстве, что он благодарен ей?

(Именно поэтому он посвятил ей эти стихи. Своей любимой няне, которую он очень любил и испытывал глубокое чувство благодарности).

(Добрая подружка бедной юности моей, моя старушка, мой друг, моя подружка).

4) Прослушивание грамзаписи песни на стихи А. С. Пушкина “Зимний вечер”.

– Что вас удивило? О чем это говорит?

(Стихи А.С.Пушкина любили и любят во все времена, по произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы)

– Чем вы можете объяснить тот факт, что оба стихотворения Пушкина помещены в главу “Мир нуждается в нашей защите”?

(Мнения детей)

Существует не только мир природы, который мы должны беречь и защищать, но и мир человека, мир наших отношений и чувств. Это мир, который нуждается в таком же внимании, в такой же бережной поддержке, что и окружающая нас среда.

– Какое из этих стихотворений вам захотелось выучить наизусть?

5) Работа с иллюстрацией картины В. Попкова “Моя бабушка и ее ковер”.

В картинной галерее (в конце учебника) есть картина современного художника В.Попкова “Моя бабушка и ее ковер”. Приложение.


Виктор Попков. Моя бабушка и ее ковер

– Какими чувствами хотел поделиться с нами художник?

– Как вы думаете, старушка специально позировала художнику, или эта сцена из жизни случайно подмечена?

– Почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту характера намекает автор? (Скромность, не желает привлечь к себе внимание

– Как одета старушка? (Скромно и аккуратно.)

– В какой позе она сидит, что выражает эта поза? (Она устало сложила натруженные руки на коленях.)

– Из чего сделан ковер, на фоне которого она сидит? (Из тряпичных лоскутов.)

– Вам приходилось видеть такие ковры? Они фабричные или сделаны своими руками?

– Много ли времени понадобилось, чтобы его сшить?

– Можно ли назвать его нарядным? (Конечно, хотя наличие такого ковра в доме не говорит о богатстве и состоятельности владельца, зато говорит, что человек из простых, недорогих и доступных лоскутов ткани может сотворить настоящий праздник).

– А может, этот ковер напоминает всю бабушкину жизнь?

изнь каждого человека – это мозаика из радостных и горестных мгновений, из удач и неприятностей, из побед и поражений, из ярких встреч и пустых, тягостных часов и дней, жизнь похожа на этот лоскутный ковер, в котором чередуются яркие и бледные цвета, а бабушка пережила и повидала многое в своей жизни).

– Каким же чувством хотел поделиться с нами художник?

(Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой жизни, к ее скромному характеру, трудолюбию, человеку, который умеет творить добро и праздник, несмотря на все жизненные тяготы).

– А вы любите свою бабушку? Поделитесь своими чувствами.

– Приходилось ли вам разглядывать бабушкины руки, какие они, почему?

6) Чтение стихотворения Л.Квитко “Бабушкины руки”. Приложение (слайд 14).

– Что умеют делать руки твоей бабушки?

– Как вы заботитесь о своей бабушке?

– Почему автор учебника предложил нам поговорить о старенькой бабушке именно в главе “Мир нуждается в нашей защите”?

(Ответы детей)

Итог: Случайно ли, именно в этой главе “Мир нуждается в нашей защите”, оказались оба стихотворения А.С.Пушкина, посвященные старенькой няне? Какой еще мир нуждается в защите?

(Старость заслуживает особого уважения. Мы уважаем их за мудрые советы, за их все умеющие натруженные руки, за их безграничную любовь к детям и внукам. Старость нуждается в защите и поддержке тех, кто ее окружает)

– А вы задумывались раньше об этом?

– Что еще важного для себя вы открыли на уроке?

– Во многих городах Росси есть памятники А.С.Пушкину, его именем названы улицы, библиотеки. Его чтут во многих странах мира. И это заслуженно, ведь он подарил миру великие произведения.

– И няне Пушкина установлен памятник. Почему потомки чтут память об Арине Родионовне. Приложение.


Памятник А.С.Пушкину и Арине Родионовне


Памятник А.С. Пушкину и его няне Арине Родионовне