Основы психологической подготовки детей к туристским походам

Разделы: Работа с дошкольниками


Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. Прогулки и экскурсии за пределы детского сада, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач и включающие в той или иной мере физические упражнения, можно проводить уже с детьми четырех-пяти лет.

Речь идет о дошкольном туризме, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Туризм как особый вид деятельности человека предусматривает разные организационные формы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.

В нашем детском саду, согласно плану авторской программы “Тропа здоровья” эколого-оздоровительные походы проводятся 4 раза в год с детьми старших и подготовительных групп.

Целью данной программы является воспитание физически здорового, разносторонне развитого дошкольника, путем применения максимального количества форм и методов физкультурно-оздоровительных работ на свежем воздухе.

Туристские походы являются не только средством массового отдыха, нередко они требуют предельного напряжения духовных и физических сил, психологической совместимости и морально-волевой устойчивости.

Удовольствие, полученное участниками туристского похода от совершенного ими путешествия, а в некоторых случаях и его благополучный исход зависят от психологической подготовленности туристов.

Психологическая подготовка призвана сформировать у каждого ребенка и всей туристской группы в целом психологическую готовность оптимально действовать в самых сложных, непредвиденных ситуациях.

Комплексная психологическая подготовка состоит из индивидуальной и групповой подготовки детей.

Индивидуальная психологическая подготовка, прежде всего, предполагает получение исчерпывающих знаний о местности путешествия, его цели. Участники предстоящего похода должны соразмерить свои возможности с вероятными трудностями. Легкомыслие, завышенная самооценка могут привести к разочарованию, а возможно и к более тяжелым последствиям. В этом плане наиболее опасны походы по плохо освоенным инструктором по физической культуре местам, о которых трудно получить необходимые сведения. Бывает, что реальные условия похода значительно отличаются от ранее сложившихся представлений.

Однако сами по себе знания о возможных трудностях не всегда гарантируют успеха. Не менее важны практические навыки и умения, которые могут быть приобретены на занятиях по подготовке к экологическим походам, дающие максимальные знания об условиях предстоящего путешествия. Нередко более важным оказывается способность сохранить стойкость, душевное равновесие и оптимизм, мобилизовать себя на преодоление трудностей. При этом на помощь детям могут прийти некоторые приемы психической саморегуляции (аутогенной тренировки): “Я совершенно спокоен, правая (левая) рука расслаблена, она наливается теплом, тяжелеет. Сердце бьется ровно и спокойно. Дыхание ровное, спокойное, дышится легко. Лоб холодный”

Целенаправленное самовнушение лучше всего производить в состоянии релаксации (мышечного расслабления), но его значение не следует переоценивать. Это лишь вспомогательное средство. Основное внимание следует сосредоточить на сознательной дисциплине, собранности.

Важным фактором успешной коллективной деятельности является совместимость: физическая, психологическая, социальная. Различия в физической подготовке детей-туристов сказываются на продуктивности совместной деятельности, на психологическом климате. Например, движение по маршруту в среднем темпе физически подготовленным детям кажется слишком медленным, а физически плохо подготовленным – чрезмерно быстрым. Это может привести к конфликту.

Существенное значение имеет количество участников похода. Социально-психологические исследования показали, что предельная численность контактной группы не должна превышать 30 человек, в противном случае она будет недостаточно сплоченной и плохо управляемой. Учитывая это, туристические группы детей составляют 20–25.

Необходимо больше внимания уделять психологической подготовке воспитателей, развивать у них организаторские и коммуникативные способности.

Значительные возрастные границы нежелательны в силу неизбежных различий в физической подготовке (например, средние и подготовительные группы), а также психологических различий, присущих детям разного возраста.

Таким образом, психологическая подготовка к туристскому походу включает в себя целый ряд разнообразных вопросов, связанных с формированием коллектива детей и подготовкой каждого ребенка в отдельности. Просчеты в психологической подготовке к походу обнаружить довольно сложно, к ней нельзя относиться поверхностно, как к чему-то второстепенному.

К сожалению, процесс деградирования нашего общества не обошел стороной и детские группы. Успехи в психологической подготовке невозможны без общего оздоровления детского коллектива, и вновь, очевидно следует начинать с азов, с формирования общественного мнения по отношению к тому, “что такое хорошо и что такое плохо”, являя самому руководителю спортивного мероприятия пример доброты, предупредительности не только друг к другу в группе, но и к людям вообще.

И дело даже не в результатах самих работ. Дети, готовые, желающие и умеющие помочь людям в беде идут дорогой к нравственному совершенству.