Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом.
Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. На сегодняшний день не теряет своего воспитательного значения всё то, что связано с представлениями народа Саха о мироздания.
Привлечение учащихся в творческий процесс, раскрыть творческий потенциал обучающихся на уроках технологии средствами декоративно-прикладного искусства, где конский волос имеет большую магическую силу и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях.
Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.
Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Известны образцы ковриков-циновок, элементы конской упряжи, всевозможные элементы быта, выполненные в технике “соруо”. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха.
В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.
С целью приобщения к национальным традициям, развития творческого потенциала, формирования социальной компетентности и профессионального самоопределения обучающихся с 2003 года в нашей школе был введен кружок работы с конским волосом, с 2009 г. был введен как предмет декоративно-прикладного искусства.
Цель: развитие творческого потенциала учащихся на основе работы с конским волосом
Задачи:
- Приобщение учащихся к национальным традициям на основе работы с конским волосом;
- Обучение новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика;
- Разработка и реализация индивидуальных или групповых творческих проектов;
- Участие в различных выставках, конкурсах, НПК, реализация продуктов.
Возможности работы с конским волосом
На уроках технологии для изготовления изделий, надо постараться использовать бросовый материал, чтобы снизить себестоимость изделия.
Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для детей младших классов. Не у всех есть возможность работать с конским волосом.
Звездочка обдумывания
Технология работы с конским волосом
На уроках технологии для изготовления изделий, надо постараться использовать бросовый материал, чтобы снизить себестоимость изделия.
Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для детей младших классов. Не у всех есть возможность работать с конским волосом.
- Создание эскиза: определить размер панно; составить рисунок.
- Создание панно:
- Изготовления деталей – по отдельности: подбор по цвету конского волоса; переборка конского волоса; придаем в пучке форму лепестка; пришиваем лепесток к основе, украшение и окончательная отделка изделий по эскизу;
- Сборка деталей по эскизу – окончательная отделка панно
- Оформление рамки аппликацией из конского волоса
Аппликация
- Подбор по цвету конского волоса;
- Переборка конского волоса;
- Придаем в пучке нужную вам форму;
- Обшиваем мононитью по краям швом “через край”, при желании можем создать выпуклость, стягивая нить;
- Украшаем бисером, блестками, стразами по проекту;
- Пришиваем мононитью к картине.
Мозаика
- Берем конский волос нужных цветов, отрезаем отдельно друг от друга на мелкие кусочки волос;
- Рисуем карандашом эскиз на основе.
- По всему параметру фигуры намазываем клеем и аккуратно высыпаем конский волос одного цвета.
- После сушки отряхиваем излишки;
- Рстальную часть рисунка обклеиваем конским волосом другого цвета.
- Итак, получаем готовый рисунок из конского волоса.
Результаты:
Занимаясь на занятиях, мы выяснили что, работа с конским волосом дает толчок для новых творческих работ. Мы научились новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика. Результаты участия с представленными творческими проектами на выставках, конкурсах, НПК “Шаг в будущее”, районного и регионального уровня показывают актуальность и практическую востребованность изделий из конского волоса.
Достижения на выставке декоративно-прикладного творчества школьников
- 2007 г. Грамота за лучшую работу на районной выставке декоративно-прикладного творчества “Радуга Севера”, Попова Наталья 9 кл. г. Мирный. Гобелен “Береза”
- 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Алексей 8 кл. – гобелен из конского волоса “Иэйэхсит Ийэ”
- 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Сандал 7 кл. гобелен из конского волоса. “Лошарик”
- 2008 г. – участие на 24 Республиканской выставке прикладного творчества учащихся “Радуга Севера”, посвященной 90-летию государственной системы ДОД в России. Сидорова Сардана 11 кл. – панно из конского волоса. “Символ Года Семьи”
- 2009 г. – диплом 1 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Алексей 9 кл. – гобелен из конского волоса “Иэйэхсит Ийэ”
- 2009г- диплом 2 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Сандал 8 кл. гобелен из конского волоса. “Лошарик”
- 2009г- диплом 3 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Кычкина Ия 6 кл. гобелен из конского волоса. “Ягодный туясок”
- Диплом 2 степени МОУ СОШ № 9 - на 2008 г, 2009 г
- Диплом 1 степени МОУ СОШ № 9 - на 2008 г, 2009 г.
Участие школьной студии мод “Мичийэ”
- Участие в 14 молодежном фестивале “Мирный поет о мире”, дипломант студия “Мичийэ” МОУ СОШ №9 им.Р.В.Лонкунова п. Таас-Юрях.
- 2007 г. – 1 место в конкурсе показе мод национальных одежд среди студий мод – выиграли супер – приз районном ысыахе г. Мирный
Название моделей:
- Модель “Дьоьогой оьуора” ( конский волос, холщовый ткань)
- Модель “Маленький рыбак” (шляпа из конского волоса, жилет с имитацией сети с рыбками, берестяной туясок)
- Модель “Ленские столбы” (жилет, шляпа из конского волоса)
- Модель “Жеребенок” (Шапка, жилет, сумка из конского волоса, берестяное нагрудное украшение).
Участие в НПК
- 2006г. – участие в районной НПК “Олонхо – нематериальная культура народа Саха” - Тихонов Алексей ученик 11 класса, диплом 3степени за доклад “Богатырские кони в Олонхо”.
- 2007г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попов Андрея ученика 10 класса с докладом “Традиционный промысел народа Саха”.
- 2008г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Современная стилизованная мода с применением конского волоса”.
- 2008г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Современная стилизованная мода с применением конского волоса”.
- 2008г. – школьная НПК “Сохраним чистые берега детства” с докладом “Конское убранство – чепрак” Соловьева Мария, 10 класс в номинации “Владение содержанием” секция “5-11 классы”.
- 2009г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Кычкина Ия ученица 7 класса, диплом 2 степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Мое творчество с конским волосом”.
- 2009г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Иванова Галина ученица 11класса, диплом 3 степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Сакральное значение конского волоса”.
Заключеня
Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды.
Учитывая деятельность по созданию оригинальных изделий, не являющихся репродуктивными, требующих творческого подхода, пришла к выводу что, работа с конским волосом помогает развитию творческого потенциала учащегося.
Нужно сохранить обычаи предков не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.