Назначение: осмысление важности создания здоровье сберегающих условий в семье для предотвращения эмоциональных срывов у детей.
Формы работы: лекция с элементами практикума и самодиагностики, с практическими рекомендациями, составленными на основе психологической и публицистической литературы с учетом фактического материала диагностики родителей (приложение 1) и старшеклассников.
Задачи психолога:
- подвести к осознанию своей ответственности за психологическую составляющую своего здоровья и здоровья других, тех, с кем в данный момент он находится в отношениях;
- научить управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние.
Занятия с родителями
Тема: “Начните с себя. Профилактика эмоциональных срывов”
Цель психологическая – обозначить причины, приводящие к эмоциональным срывам; определить меры и средства их предупреждения.
Цель педагогическая – научить родителей приемам, позволяющим снимать возникшее эмоциональное напряжение.
Содержание
Есть ли в вашем теле сейчас напряжение? В вашем уме? В вашей душе? Откуда оно? И что можно сделать, чтобы его снять? Ведь гораздо приятнее быть добрым, мягким, чем жестким и злым... Именно об этом и пойдет речь: о причинах и психопрофилактике эмоциональных срывов. Конечно же, детских. Но… причины реагирования и способы поведения в стрессовых ситуациях у наших детей - наши. Этому они научились у нас: бояться, плакать, устраивать истерики и погромы. Это – наше, родительское, семейное, поэтому прежде чем учить детей выходить из эмоционально трудных ситуаций, нужно начать с себя – самому научиться управлять собой, когда они (дети) приносят двойки, приходят с оторванными пуговицами, с грязными коленками, оставляют немытые кружки и неубранные постели, вместо того чтобы быть послушными, опрятными и хорошо учиться.
А, в общем – то и причины, и пути выхода из эмоционально напряжённого состояния одни и те же для детей и взрослых, так как они – универсальны, с той разницей, что дети чуть тоньше видят, чувствуют, воспринимают.
Возникшее напряжение мешает эффективному восприятию. Есть универсальный экспресс- прием для снятия отрицательного напряжения. Через…напряжение.
- Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства “живут на загривке”, поэтому важно расслабить плечи.
- Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
- Наконец, сложите руки в “замок” перед собой. Потянись, напрягая плечи и руки. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
Ну а теперь внимание на таблицу “причины и профилактика эмоциональных срывов”.
Причины |
Общие положения |
Острая психическая травма, длительное перенапряжение, затянувшаяся и тщательно скрываемая конфликтная ситуация, а также беспорядочная смена деятельности в течение дня, испуг частые огорчения, болезнь или смерть близких, неприятные известия; необходимость содержать себя, свои желания и чувства, противоречия между “должен” и “хочу”. |
|
По типу депрессии: расстраивается сон, повышается рассеянность, появляется усталость, уныние, слезливость. По типу агрессии: раздражительность, несдержанность, легкая возбудимость, страхи, агрессивность. |
|||
Стороны (качества) тревожности |
+ |
- |
|
|
|
||
Коррекция |
|
||
Профилактика |
|||
Средства |
|||
Заповеди психического здоровья.
|
|||
|
Детский вариант этой же таблицы составленной по результатам опроса детей
Причины |
Общие положения |
Проблемы в обществе; затруднения в выполнение работы; болезнь, проблемы самовыражения; неуравновешенность, негативная информация. Страхи, неуверенность, личные проблемы, низкая самооценка, хроническое недосыпание, отношения с родителями, придирчивость со стороны окружающих, быстрый ритм жизни. |
|
Проявления |
|||
Стороны (качества) тревожности |
|||
Нервный срыв, хождение из угла в угол, агрессивность, неуравновешенность, замкнутость, апатия. Нервозность, раздражимость, паника при неудачах, головная боль, тяга к одиночеству. |
|||
+ |
- |
||
|
|
||
Коррекция | |||
Профилактика |
|||
Отвлечение какими-либо действиями: спорт, друзья, музыка, крик. Уборка, общение, еда, трата денег, вода, расслабление, труд, валерьянка, порвать бумагу, разбить чего-нибудь, поделиться с кем-нибудь. |
|||
Сходить погулять, общение с друзьями, счет до ста, готовность и уверенность в трудных ситуациях, не принимать все близко к сердцу, любить себя, сделать глубокие вдохи, сходить к психологу, смотреть на огонь, текущую воду, рыбок. |
В основе этих таблиц – обобщенные причины. Вам как родителям надо знать и некоторые особенности, ведущие к рассогласованности между вами и ребенком или ребенком и изучаемым материалом.
Информация дается не для того, чтобы кого-то обвинить, не для того, чтобы предъявить претензии, а для того, чтобы вы могли помочь своему ребенку адаптировать информацию урока в удобную для него форму. Действительность такова, что мы не можем переделать ни учителя, ни учебники, ни уроки, а вот особенности детской психики, т.е. её пластичность, позволяет с опорой на ведущий фактор развивать неведущий. Задача родителя помочь в этом ребенку. Не получается учить на слух? Значить, надо рисовать или проигрывать (разыгрывать в действии). Устает? Значить, ввести веселые физкультминутки и паузы затишья.
Ну и, конечно же, никакого раздражения, грубых окриков, унизительных сравнений, недовольных лиц. Вы - воплощение заботы о психическом здоровье своего ребенка, его способностях, его успехе. Вы – помогающий ему. Его успехи начинаются с вашей веры в него.
А если что-то не получается и вы начинаете нервничать или напрягаться – глубоко вздохните и выдохните. Выдохните все напряжение из вашего тела. Вдыхать нужно носом, а выдыхать через рот, причем выдох длиннее вдоха в три раза. Повторить 3-6 раз.
Можете погримасничать, т. е. наморщить лицо, начиная со лба. Расслабьте мышцы лица. Посмотрите на ситуацию с высоты птичьего полета и скажите себе: “Успокойся”, - и успокойся.
В конце вы можете встать и сделать несколько упражнений на потягивание: дотянуться до звезд, до земли, распахнуть руки в стороны.
И конечно же, у л ы б н у т ь с я !
Владей собой!
Начни с себя!
Научи этому своего ребенка!
Успехов Вам!
Школа для детей и родителей “Я и мое здоровье”
Тема: “На здоровье себе и детям”
Цель психологическая: значимость профилактических мер в деле укрепления психологического здоровья
Цель педагогическая: расширить способы профилактики укрепления нервной системы в условиях досуга.
Цель диагностическая: оценить состояние нервного напряжения.
Содержание
У каждого из нас такие дети,
каких мы заслуживаем.
Нахман из Вроцлава.
И какие же у нас дети?
Медики говорят: “Больные! Слабые!”
Педагоги констатируют: “Неуравновешенные! Быстро устающие!”
Психологи говорят: “Дети с неустойчивой психикой!
Да и сама мама частенько признается: “Неуправляемый”.
Это все следствия, А причины? Причина – “нервное напряжение”. И что? Мы, родители, обвиняем экономику, потому что нам мало платят, и мы все время на работе и детей своих не видим. Мы, родители, обвиняем школы – слишком много задают и требовательно спрашивают. Мы, родители, обвиняем улицу, с её влиянием, потому что ребенок убегает туда от невыученных уроков и заставляющих их учить родителей. Там он проводит свой досуг. Или другой пример: ребенок занят все свободное время (все, не занятое пребыванием в школе) перед экраном телевизора, теперь компьютера. Мы недовольны, мы ворчим, мы принимаем репрессивные меры…
А что мы можем противопоставить?
Чем мы заполняем свой, пусть небольшой во временных рамках, но досуг?
Приготовление пищи, стирка белья и ремонт автомашины в гараже не в счет.
Психологический практикум
Социологи выделяют несколько типов личности по их отношению к использованию досуга. Проранжируйте, т.е. установите степень значимости или проявления этих типов у себя и у своего ребенка.
Ранг родитель |
Тип личности по отношению к организации досуга |
Ранг ребенок |
Тип А. Рационально-деятельный, организованный и разносторонний. Люди такого склада стремятся к максимальному полезному проведению досуга, у них каждый час на счету. Они заранее планируют будни и отпуска, выходные, каникулы. Как правило, очень много успевают. Главное их качество – организованность, целеустремленность. Это прекрасные лидеры, увлекающие за собой друзей и близких. |
||
Тип Б. Активная натура. Интересы таких людей сосредоточены на одном увлечении, которому они отдают все свое свободное время. Эти люди стремятся к углубленному знанию о предмете своего увлечения, будь то цветоводство, голубеводство или конструирование. Из них выходят отличные эксперты, тонкие знатоки, это натуры страстные, заражающие окружающих своей беззаветной увлеченностью. Таким человеком в перспективе можно стать, если найти свой “конек”. |
||
Тип В. Работник – энтузиаст. Практически лишен досуга. Свое свободное время посвящает основной работе. Такие люди часто встречаются среди научной и технической интеллигенции; они могут увлекаться только тем, что связано с их профессиональным призванием. |
||
Тип Г. Домосед. Отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга: телевизор, чтение, неспешные занятия в мастерской, гараже. Как правило, прекрасный семьянин, для которого семейный очаг – и призвание, и отдых. |
||
Тип Д. Компанейский. Эти люди предпочитают проводить время в обществе, совместных прогулках, беседах, вечеринках, танцах. Оставаясь одни, не знают, куда себя деть. По сути, это “клубные люди”. Там они душа общества, шутники, обаятельные люди. |
||
Тип Е. “Времяубиватель”. Нравственно опасен для общества и окружающих. Не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, склонен к агрессии, жестокости, пьянству. Такой человек скорее всего никогда не раскроет ни одну книгу. |
Интерпретация
Расхождение в 1-2 единицы говорит о вашей удовлетворенности тем, как ребенок проводит досуг.
Расхождение в 3 единицы и более означает неудовлетворенность.
Например, он – компанейский, а вы – домашний. Вы ему все время говорите: “Сидел бы лучше дома”, а он будет рваться в компанию. Или он – домашний, а вы – компанейский, тогда вашей дежурной фразой будет: “Что ты дома? Сходил бы куда”. Самое лучшее, если вы и ваш ребенок совпадаете с типом 1или2, если не совпадаете, то этому стоит научиться. Научиться заполнять свой досуг смыслом.
Досуг можно представить в двух категориях: отдых-разрядка и отдых-зарядка. Тому, кто перенапряжен на работе, полезен отдых- разрядка, снимающий напряжение, стрессовое состояние. У кого работа однообразна и скучна, полезен отдых-зарядка, активизация, встряска.
У каждой хозяйки даже при выполнении бытовых работ есть свои секреты и приемы, как не устать от домашних дел. Кто-то напевает, если тяжело, кто-то снимает напряжение, затевая стирку. Кто-то для разрядки принимается “чистить перышки”, наводит красоту, кто-то делает гимнастику, принимает душ – словом, каждому своё.
Объясните это своим детям.
Кстати, самый большой эффект достигается от смены деятельности. Чтобы сохранить бодрость, активность, надо чаще менять занятия. Или заняться любым делом, оно ведь не воспринимается как тяжелое. Можно рукодельничать, мастерить, даже готовить, печь пироги. Но когда это делается с радостью – удается переключиться и отдохнуть с пользой.
Отдохнуть от школьных забот могут помочь различные увлечения, коллекционирование, рукоделие. Поддержите детей. Это интуитивный способ избавления от напряжения. Рыбки в доме, птицы, цветы, домашние животные – большая радость и удовольствие. Милые и забавные животные вмиг снимают нервное напряжение, возникающее порой в семье, нервозность в отношениях. Преданные глаза собаки, мягкая шкура кошки – хороший антистрессор! Американские врачи “выписывают” кошку своим пациентам для профилактики стресса.
Завершая тему досуга, хочется еще раз напомнить, что это возможность восстановить себя. Для этого дома должна быть соответствующая атмосфера.
А она зависит в первую очередь от родителей, от их ума и такта, знания человеческой психологии, от их любви друг к другу, детям, тем, кто живет вместе с вами. Не давите на близких, не устанавливайте дома тяжелый и жесткий диктат, руководствуясь своими вкусами и пристрастиями. Это неразумно. Будьте терпимы и мудры.
Выполнение теста “Проверти свои нервы”.
Теперь, зная особенности воздействия того или иного критерия, используйте их особенности для создания и поддержания благоприятного климата в вашей семье.