Цели и задачи:
- познакомить учащихся с новым способом сложения однозначных чисел с переходом через десяток, основанный на составе чисел;
- упражнять учащихся в нахождении суммы с переходом через десяток различными способами;
- закрепить умение решать уравнения различными способами;
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование: картинки героев сказок, нарисованная гора, деревья, геометрические фигуры на магнитах, сигнальные карточки, “веры настроения”, фонограмма птичьих голосов, мелодии из сказки, учебник, тетрадь
Ход урока.
1. Организационный момент
Постановка темы и цели урока.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Ребята, а где же наши помощники, сказочные герои? Куда они исчезли?
(на столе лежит записка: “Ребята, мы отправились в страну математики, открывать новые тайны . Если нас не будет к началу урока, значит с нами приключилась беда. Ищите нас у горы сумм. Ваши верные друзья”)
- Ну, что, ребята, готовы ли вы выручить своих друзей и пойти в страну математики?
- Где мы их будем искать? Какую тайну они хотели отгадать? (тайну суммы)
- Теперь нам предстоит узнать еще одну тайну суммы, чтобы выручить героев.
- Но ведь сразу туда не попадешь, надо пройти испытания знаниями.
- Не испугаетесь? А помогут нам преодолеть все испытания ваше внимание, наблюдательность, активность, память, взаимовыручка.
2. Устный счет
- Итак, для начала давайте посчитаемся, чтобы не потерять никого в пути
1) Порядковый счет
2) Назовите отрезок натурального ряда чисел, состоящий из 5 чисел, в котором втрое число 3. Запишите его на доске. (2 3 4 5 6)
- Какое задание можно предложить? (сравнить эти числа, составить суммы и разности, составить из цифр двузначные числа и т. д.)
3) Добавьте до 10: 5. 7. 8. 4. 9. 6.
4) Заполните домики состава чисел:
5) Отгадайте загадку:
Вот братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник-
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие …(фигуры)Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны-
Ну, пожалуй, и довольно,
Что ты видишь? …(треугольник)
- Какие геометрические фигуры вы еще знаете? (на доске выставляются треугольники, квадраты, прямоугольник, круг)
- Какая фигура лишняя? Почему?
- Составьте из этих фигур фигуру человечка, который и поможет нам очутиться в стране математики , у горы сумм.
(учащиеся составляют фигуру человека, звучит музыка из сказки, открывается доска, на которой изображена гора сумм, лес)
3. Работа над новым материалом.
1) - Вот она, эта гора. Что на ней написано? (9+4)
- Значит вот какую тайну не смогли разгадать наши друзья, и теперь они находятся внутри этой горы.
- Нам надо найти значение суммы, ведь мы уже знаем как это можно сделать?
- Вспомните, какими способами можно найти значение суммы? (с помощью палочек - выполняют, с помощью натурального ряда - выполняют)
- Значит есть еще один способ нахождения значения суммы, о котором мы и должны узнать.
- Может кто догадался? (если никто не догадался, открыть запись на доске:
9+4= 9+(1+3)= (9+1)+3=10+3=13
- Объясните, как выполнялись действия поэтапно.
4. Закрепление
1). Работа у доски с подробным объяснением
8+5
7+4
9+6
- Справились мы с этой трудной задачей? Открыли новую тайну горы?
- Как же можно еще сложить числа с переходом через десяток?
(разложить 2 слагаемое на 2 таких числа, чтобы одно из них дополняло 1 слагаемое до 10, и потом прибавляем оставшееся число)
- Посмотрите, а вот и наши герои вышли из горы. Молодцы, ребята, что помогли.
2). Работа по учебнику (самостоятельно)
- А теперь надо отправляться в обратный путь. Времени у нас немного, а путь предстоит нелегкий.
- Откройте учебник на стр. 109. Посмотрите, какая поляна цветов. И цветочки растут рядками.
- Прочитайте, какое задание надо выполнить.
- Напишите равенства и найдите значение любым из 3-х способов.
Проверка – взаимопроверка.
5. Физкультминутка.
- Посмотрите, ребята, какой прекрасный лес здесь растет. Вы, наверное, устали, давайте отдохнем, послушаем пение птиц.
(звучит фонограмма птичьих голосов. На фоне голосов делается зарядка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
6. Повторение.
1). Составление математических рассказов
- Повнимательнее посмотрите на этот лес. Какие деревья здесь растут? Составьте математический рассказ про этот лес, чтобы он решался сложением, (вычитанием)
(запись решений в тетради:
4+5=9
9-4=5
9-5=4
- Как получили 2 и 3 выражение из 1-го?
2). Нахождение и решение уравнений разными способами
- Ребята, а кто это там за березкой плачет? (зайчик)
- Это зайчиха-мать, она потеряла своих зайчат и не может найти их.
- Поможем?
- А сколько было зайчат? Зайчиха говорит, что их столько, сколько уравнений среди данных записей.
- Найдите уравнения и посчитайте, сколько их
(на доске записи)
3+У=8 | 4+х=7 | 9-2=5 | 5-4<3 |
4+3=7 | 12-7>2 | x+5=9 | 9-6=3 |
Найти зайчат мы сможем только тогда, когда решим эти уравнения.
Какие способы решения уравнений мы знаем? (способ подбора, при помощи числового ряда, способом нахождения неизвестного слагаемого)
Решите эти уравнения удобным для вас способом.
(один ученик решает на обратной стороне доски способом нахождения неизвестного слагаемого)
- Как найти неизвестное слагаемое?
Проверка – по сигнальным карточкам
(появляются зайчики)
- Ну, вот и зайчики нашлись, зайчиха мама благодарит вас, ребята.
3) Самостоятельная работа
- Героев наших мы спасли , помогли и зайчихе, теперь надо возвращаться домой.
- Чтобы попасть домой, надо пройти еще одно испытание:
Найдите значения выражений, записанных на доске:
д4+3 | о7-2 | ы6+3 | |
л8-4 | о3+0 | м5-4 | ц3+5 |
-Запишите буквы в порядке возрастания значений. Какое слово получилось? (молодцы)
- Закройте глаза (звучит музыка из сказки)
- Вот мы и дома.
7. Рефлексия.
- Закончилось наше путешествие по стране математики и все благополучно вернулись домой.
- А какую тайну мы раскрыли у горы сумм?
- Как же можно еще сложить однозначные числа с переходом через десяток?
Вам понравился урок? Что понравилось? (высказывания детей)
- А теперь возьмите в руки ваши веры и поднимите красный цвет те, кому было интересно, комфортно на уроке, у кого все получалось;
- желтый цвет те, у кого были трудности, но он с ними справился;
- зеленый цвет те, кому с трудностями помогли справиться друзья;
- фиолетовый цвет те, кому на уроке было неинтересно, кому было трудно и скучно.