Цели:
- Научить сравнивать, складывать и вычитать числа, выраженные в единицах и десятках, и длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах; закрепить умения выполнять действия с круглыми числами; решать уравнения и текстовые задачи.
- Развивать речь, память, внимание, аналитические способности, логическое мышление, интерес к предмету.
- Воспитывать взаимоуважение, ответственность, коммуникативные навыки.
Оборудование: Счётные палочки, модели дециметра, схемы задач, графические модели десятков и единиц, рисунок “ Математический дом”, конверты, цветные квадраты для рефлексии, учебник “ Математика”, 1 класс (Л.Г.Петерсон).
Ход урока.
I. Организация класса к уроку.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация знаний.
У: Мы с вами сегодня попадём в страну Познаний, в Математический дом. В этом доме живут и работают цифры, числа и математические знаки. На первом этаже у каждой цифры есть отдельная комната, в которой они могут отдохнуть после напряжённого рабочего дня. Посмотрите, цифры уже проснулись и бегают. Надо их расставить в порядке возрастания. (3, 0, 1, 2, 4, 6, 5, 7, 9, 8)
( Дети расставляют в порядке возрастания)
У: Сколько всего цифр?
Д: 10.
У: А с их помощью записывают очень много чисел. Чтобы стать числом цифры поднимаются на второй этаж. У них сегодня трудный день. Они будут создавать числа. А мы будем помогать.
Если число образуется с помощью одной цифры, то это число называется…
Д: однозначное.
У: Если число образуется с помощью двух цифр…
Д: двузначное.
У: Трёх цифр…
Д: трёхзначное.
У: Пяти цифр…
Д: пятизначное.
У: Для начала цифры превратились в круглые числа. Какие числа называются круглыми?
Д: Числа оканчивающиеся нулями.
У: Сосчитайте десятками до 100 и обратно.
У: Дан ряд чисел: 70, 30, 50, 6, 90, 40.
Какое число лишнее? Почему? Как называются остальные числа?
Д: Лишнее число 6, оно однозначное. Остальные двузначные круглые числа.
У: Расставьте их в порядке убывания. Все ли круглые числа записаны? Какое число в этом ряду наибольшее? Какое наименьшее? На сколько 90 больше, чем 30? На сколько 30 меньше, чем 90? Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого числа?
Д: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого числа, надо из большего числа вычесть меньшее число.
У: Найдите 3 числа, одно из которых является суммой двух других. Составьте равенства.
Д: 30+40=70, 40+30=70, 70-30=40, 70-40=30 и 50+40=90, 40+50=90, 90-40=50, 90-50=40
У: Что означают первые 2 равенства? Прочитайте разными способами.
Д: От перестановки слагаемых сумма не изменяется. ( Читают разными способами).
У: Молодцы, цифрам понравилось, как вы работаете с числами. Чтобы попасть в дом, вы должны записать одну цифру, которая является ключом к замку.
( Запись цифры 8 в тетрадях).
Расскажите всё, что знаете о числе 8.
Д: Число 8 стоит в натуральном ряду чисел на восьмом месте. Предшествующее число восьми 7, а последующее 9.( Рассказывают, состав числа 8).
У: Вот мы в математическом доме. Нам нужно пройти через дом Измерений. Здесь нам нужно решить задачи.
( Решение задач. Групповая работа. Работают 6 групп).
Задачи ( на карточках):
а) Длина одной ленты 50 см, а другой – 30 см. На сколько длина одной ленты больше другой?
б) Незнайка измерял огурцы, которые вырастил сам. Длина первого огурца была 2 дм, это на 1 дм меньше, чем длина второго. Помогите Незнайке найти длину второго огурца.
в) Привезли 40 л молока. В обед израсходовали 30 л. Сколько литров молока осталось?
( Проверка: дети поднимают схему, записывают решение задачи).
У: Какие величины встретились в задачах?
Д: Длина и объём.
III. Открытие нового.
У: Ребята, цифры напряжённо работают над созданием чисел. Поможем им.
Заполнение таблицы.
-
Установите закономерность, по которому составлена таблица. Заполните пустые окошечки. ( Дети затрудняются с последними пятью столбцами).
В чём особенность последних пяти столбцов таблицы? Что же здесь записано? Чем они отличаются от первых пяти столбцов?
Д: Первые пять столбцов – круглые числа, а последние пять – десятки и единицы.
У: Какие же числа записаны? Какие числа мы сегодня будем изучать, кто сформулирует тему урока?
Д: Мы сегодня будем изучать числа, состоящие из десятков и единиц.
Образование чисел.
( У каждого ученика набор палочек, количество которых не круглое число.)
У: Посчитайте количество палочек, выделяя десятки. Что у вас получилось?
Д: Несколько единиц осталось.
У: Как же выразить данное число графически? ( Проблема!)
В данном случае выражают в десятках и единицах.
( Введение графических моделей десятков и единиц: = 3 д 2 е )
3д 2е = 32
5д 6е = 56
Закрепление.
№ 1, стр. 54 в учебнике.
Физкультминутка под музыку.
IV. Сложение и вычитание чисел, выраженных в десятках и единицах.
( У каждого ученика наглядность: модели десятков и единиц).
1) У: Найдите сумму 3д 5е + 1д 2е = ( Проблема !)
( Дети выкладывают десятки и единицы, самостоятельно выводят правило:
“ Чтобы сложить числа, надо к единицам прибавлять единицы, а к десяткам
десятки”).
У: Найдите разность 5д 4е – 2д 3е =
Д: “ Чтобы вычесть числа, надо из десятков вычесть десятки, из единиц единицы”.
2).Закрепление.
№ 2, стр. 54 (с комментированием)
№ 3, стр. 55 ( в парах, с дальнейшей проверкой).
Повторение пройденного.
1). Сложение и вычитание единиц длины.
У: Сейчас, ребята, мы снова в доме Измерений. Измерьте, чему равна длина и ширина учебника. Измерьте в дм и см. Чему равна длина отрезка АВ?
( Практическая работа в парах, у всех модели дециметра).
У: А как складывать и вычитать единицы длины? Действует ли на них наше правило сложения и вычитания десятков и единиц?
Д: Да. Дециметры с дециметрами, а сантиметры с сантиметрами.
У: Выполните сложение и вычитание единиц длины.
№ 5, стр. 55 по рядам ( 1 ряд – а), 2 ряд –б), 3 ряд – в).
2). Задача на логическое мышление.
У: Цифры не отпускают нас без игры. А теперь попадём в дом Игр.
№ 7, стр. 55
“ В квадратном зале для танцев поставь вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну”.
VI. Итог урока.
У: Вам понравилось в Математическом доме? Что понравилось? Чему вы научились? ( Ответы детей).
Игра “ Почта”. ( рефлексия)
У: Отправим письмо его жителям.
“ Оранжевое” письмо – радость, восторженность, всё получилось.
“ Жёлтое” письмо – я спокоен, понравилось, были единичные ошибки.
“ Синее” письмо – усталость, пассивность, грустное настроение, много ошибок.
( Дети кладут в разноцветные конверты письма ).
Урок окончен. Спасибо за работу.