Классный час "Милосердие и доброта"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  1. Воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим.
  2. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях,
  3. Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.

Оборудование: на доске плакаты с высказываниями русских писателей о доброте: “Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки” (Л.Н. Толстой); “Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький); словари русского языка, книги и рисунки.

Музыкально-зрительный эпиграф: под музыку Баха-Гуно “Аве, Мария” идут слайды с картинами (подборка по усмотрению учителя).

1.Ведущий. Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

У нас в гостях консультанты – учителя.

Первый вопрос я адресую ученикам:

2.Ребята, как вы думаете, что такое доброта и милосердие?

(дети говорят то, что они думают о доброте)

Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.

Ведущий: Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Этот же вопрос я адресую нашим консультантам-гостям

>

-Как вы думаете, что такое доброта и милосердие?

3.-Дети, какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?

Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…

-А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?

Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово…

4. Сейчас к вашему вниманию сценка “Цветы для бабушки”.

Анжела. А сейчас, ребята, вы увидите…

Входит Милена с букетом цветов.

Анжела. Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с цветочками. (Милене.) Тебе не стыдно?

Милена. Почему мне должно быть стыдно?

Анжела. Что это за лютики-цветочки? Ты бы еще бантик прицепила.

Милена. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решила подарить ей цветы.

Анжела. Вот уж не знала, что ты так любишь цветы!

Милена. Причем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!

Анжела. А ты, оказывается, эгоист! “Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся”! Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.

Милена. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…

Анжела. Да кто же так делит? Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему, знаешь, что подарила? Хоккейную клюшку!

Милена. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься.

Анжела. Причем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок, важно внимание.

Милена. А что ты маме подарила?

Анжела. Маме – щенка.

Милена. Твоя мама, наверное, любит животных?

Анжела. Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас. Вот и у бабушки скоро день рождения, а я все не могу придумать, что бы ей подарить.

Ведущий. Как можно охарактеризовать этих детей?

Ответы учеников и консультантов.

Консультанты. У каждого из детей своя позиция. К тому же, неосторожное грубое слово, насмешка могут уничтожить в маленьком человеке замечательные качества: любовь и внимание к бабушке.

Ведущий. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:

Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.

5.Ведущий. Чтобы человеку остаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям. Об этом говорит и мудрейшая книга “Коран”: “… почитай отца своего и мать”.

– Как хранят семейные традиции в вашей семье?

6.-Какие пословицы и поговорки о добре и милосердии вы знаете?

Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки)

  • “Доброе слово лечит, злое калечит”
  • “Злой не верит, что есть добрый”
  • “Добрая слава лежит, а худая бежит”
  • “Доброго чтут, а злого жалуют”
  • Добрые вести прибавят чести.
  • Доброта без разума пуста.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  • Добрые умирают да дела их живут.
  • Красота до вечера, а доброта навеки.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Живи добрее, будешь всем милее.

7.Ведущий. К вашему вниманию частушки.

Исполняют Гульдар и Альбина.

8 .Девочки исполняют частушки.

Как слезинки, капли с крыши
В ясный день закапали,
Потому что Азат пишет
На столе каракули.
Мама шла из магазина,
Рядом с ней шагала Зиля.
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.
Пять часов сидела Лиля,
Нос уткнувши в телевизор.
А назавтра в дневнике
Вырос лебедь на строке.
Мама глянула в дневник:
– Что же ты за ученик?
Хоть порадовал бы мать
И принес не три, а пять.
Дятел пестрым клювом острым
Долбит звонкую сосну.
Две сороки на уроке
Нарушают тишину.
– Что ты, мама! Много нас,
Ты подумай – целый класс.
Нам отличник каждый дорог,
Не хватает всем пятерок.

9 .Ведущий.

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.

Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”

Вспомним слова Л. Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других”

10 -Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?

Ученики: (учащиеся называют высказывания о доброте)

  • “Доброта лучше красоты” (Г.Гейне)
  • “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
  • “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо)
  • “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе” (Вильям Шекспир)
  • “Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль)
  • “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер)

11.Ведущий. Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним.

Я прочитаю вам сказку.

Ни в каком это ни в царстве, ни в каком государстве жили-были дети: Айгульки, Азатики, Альфиушки. Жили, росли, многое знали, многое умели. Побеждали в соревнованиях, были замечательными артистами, дома были любимыми детьми. Но почему-то не было счастья в нецарстве-государстве. Каждый день плакали девочки, плакали мальчики. Не могли справиться с руками своими: махали ими направо- налево. А с языков у них срывались слова нехорошие: обзывали друг друга, не прощали чужих промахов, не забыли чужих обид. И каждому казалось, его боль болючее. Все ходили обиженные, и каждый просил: “Не обижай меня”, но никто его не слышал.

Вопросы к детям и консультантам:

– Как вылечить этих детей?

– Что нужно для того, чтобы счастье поселилось в нецарстве - государстве?

12.Давайте немного поиграем, но игра будет серьезная, мы будем работать над понятиями.

Кроссворд

  1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)
  2. Внутренний психический мир человека. (Душа.)
  3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)
  4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)
  5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение.)
  6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)
  7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)
  8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)
  9. Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)
  10. Группа живущих вместе родственников. (Семья.)

Ведущий: Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые испытания.

-Каким делает человека доброта и милосердие?

Ученики: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.

-Какой человек может быть добрым и милосердным?

Ученики: Добрым и милосердным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.

- Судить человека надо по его делам.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Но наши ученики понимают и активно участвуют в благотворительных акциях. В прошлом учебном году помогали больному ребенку нашего города Кошкиной Даше и детям гимназии:Баширову Акаю, Насырову Альберту.

13.Ведущий обращается к библиотекарю:

– А как вопрос милосердия и доброты решается в литературе?

Библиотекарь. Из всех учебных предметов у взрослого человека остается один очень важный: ЖИЗНЬ! Постигая этот предмет, мы ищем ответ на самый главный вопрос: “Как жить на земле”? И помогают нам книги, о которых я вам расскажу.

Примерный список обзорной литературы.

Тема “Братья наши меньшие”:

  1. Ю. Яковлев. “Багульник”, “Стриженный черт”, “Вдвоем с собакой”.
  2. Г. Снегирев. “Про пингвинов”, “На большой реке”.
  3. Г. Коржиков. “Жил человек у океана”, “Два коня”.
  4. Ю. Коваль. “Пес Алый”.
  5. “Поступать по правилам рыцарства”:
  6. В. Крапивин. “Всадники со станции “Роса”.
  7. Ю. Яковлев. “Вратарь”, “Автопортрет”.

“Взаимоотношения взрослых и детей”:

  1. Ю. Яковлев. “Рыцарь Вася”, “Кусок хлеба”.
  2. Л. Басова “Зайка и пакетик”.

14.Ведущий: Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.

  • Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
  • Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
  • Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
  • Защищайте девочек, маленьких детей.
  • Не допускайте грубости.
  • Старайтесь во всем помочь ближним.
  • Будьте добрым и милосердным человеком!

Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!

15. Напутствие консультантов.

Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!

16. Ведущий. Закончим же сегодня нашу тему песней Булата Окуджавы “Пожелание друзьям” (в записи или в исполнении присутствующих).