Урок по чтению во 2-м классе. В.А. Осеева. "Волшебное слово"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Образовательные: учить сознательному, обдуманному, выразительному чтению, развивать технику чтения, учить составлять план.
  2. Воспитательные: научить на примере произведения быть вежливыми, учить доброте, умению сопереживать, обосновать то, что пожилые люди с позиции возраста могут давать действенные советы.
  3. Развивающие: развивать речь, умение работать с учебником, с текстом, находить ответы с помощью текста, развивать умения проводить аналогии, раскрывать причинно-следственные связи.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством детской писательницы В.А. Осеевой. Начинаем мы с рассказ “Волшебное слово”.

3. Вводная беседа.

Прослушайте небольшую информацию о этой писательнице.

-Вот что говорили о ней её коллеги – соотечественники: “Вдумчивый воспитатель, человек большой души, талантливая детская писательница”. Сюжеты её произведений разнообразны и многогранны, как сама жизнь. Они, точно меткие стрелы, нацелены на эгоизм, трусость, ложь и хвастовство. Они помогают распознать истинную дружбу. Уважать старших, заботиться о младших, охранять окружающую природу. Её книги нравятся детям, а её герои становятся верными друзьями юным читателям.

-Изучаемый раздел называется “Я и мои друзья”. Это действительно так. Надеюсь после знакомства с её творчеством, у вас появится желание прочитать и другие её произведения.

А теперь ответьте мне на вопрос. –Что называется волшебством? Кого можно назвать волшебником? (ответы детей)

Маг, чародей, волшебник, колдун – являются ли эти слова близкими по значению? (ответы детей)

-О каком же волшебстве будет говориться в нашем рассказе? Почему он так назван? (ответы детей)

-Посмотрим, на сколько основательно ваше предположение.

4. Первичное чтение.

-Подумайте, на сколько частей вы бы разделили этот рассказ? (ответы детей)

5. Беседа после первичного чтения.

-Понравилось вам произведение? Что именно? (ответы детей)

-Обосновались ли ваши предположения ? (ответы детей)

-Какие эпизоды показались вам наиболее интересными? (ответы детей)

- В тексте встречались слова: сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул кулаком по скамейке.

-Кому эти действия принадлежат? Как они характеризуют поведение и настроение мальчика ? (ответы детей)

- На сколько частей вы бы разделили весь рассказ? Почему? (ответы детей)

-Сегодня мы будем работать с первой частью, в которой говорится о поведении мальчика до того, как он узнал про волшебное слово.

6. Чтение по цепочке

-Определим границы первой части.

7. Беседа по прочитанному.

  1. С кем встретился Павлик? (ответы детей)
  2. Какое настроение у него было? (ответы детей)
  3. Как реагировал старичок на рассказ мальчика? Почему? (ответы детей)
  4. Найдите подтверждение в тексте. Чтение по ролям. (ответы детей)
  5. А теперь найдите в тексте отрывок о том, как поссорился Павлик с Леной. Прочитайте.
  6. Как он рассказал об этом старичку? (ответы детей)
  7. Чем была недовольна бабушка? (ответы детей)
  8. Почему старший брат не захотел покатать Павлика на лодке? (ответы детей)
  9. Сколько сюжетов мы рассмотрели ? На сколько подчастей можно разделить эту часть? (ответы детей)
  10. Какое представление о Павлике у вас сложилось? (ответы детей)
  11. Почему старичок решил помочь ему? (ответы детей)
  12. Может ли слово быть волшебным? (ответы детей)
  13. Когда и как его нужно произносить? Докажите строками из текста.
  14. Вы уже сегодня прослушали текст целиком. Можете ли вы сказать, воздействует ли на Павлика волшебное слово ? Изменит ли оно его поведение? (ответы детей)
  15. Вспомните случаи из своей жизни, когда бы вам помогло волшебное слово. (ответы детей)
  16. Вспомните, какая из поговорок могла бы подойти к этому рассказу.
    КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
    ВЕЖЛИВОСТЬ ГОРОДА БЕРЁТ
    ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОБРУ И УЧИТ
  17. Как вы считаете, почему автор в своё произведение включила именно старичка? (ответы детей)
  18. Считаете ли вы, что надо прислушиваться к совету пожилых людей? Почему? (ответы детей)
  19. Почему мальчик доверился старичку? (ответы детей)

8. Итог урока.

-Какой раздел мы сегодня начали изучать? Какой рассказ открыл этот раздел?(ответы детей)

-Какое важное слово мы сегодня учились употреблять?(ответы детей)

-Не забывайте, пожалуйста, употреблять это слово в общении со взрослыми и со сверстниками.

Учитель даёт положительную оценку работе класса на уроке, и называет наиболее активных учеников.

9. Домашнее задание.

Дома прочитать и пересказать первую часть текста.

Выполнить задание в дневнике читателя. По желанию нарисовать рисунок по прочитанному отрывку.