Цели:
- Образовательные: познакомить со звуками [д] , [ д' ] и их обозначением буквой Д, д; учить читать слоги, слова с буквой д; совершенствовать слого-звуковой анализ; формировать навык плавного слогового чтения с опорой на гласный.
- Развивающие: развивать фонематический слух, опираясь на зрительный и слуховой анализаторы; устную речь, мышление, внимание.
- Воспитывающие: воспитывать у учащихся интерес к процессу обучения, культуру ответа.
Оборудование: поезд, карточки слоговые, карточки с названиями станций (Загадалкино, Повторялкино, Звукино, Буквинск, Скороговоркино, Соединялкино, Петелькино), карточки с буквами, домик с окошечком.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Дых.гимнастика
2. «Мозговой штурм»
- Все что мы говорим это…
- Какой бывает речь?
- Как отличить устную речь от письменной?
- Из чего состоит наша речь?
- А предложения?
- Из чего состоят слова? Слоги?
- Какие 2 большие группы звуков вы знаете?
- Как отличить гласный звук от согласного?
- Назовите признаки гласного звука.
- Какую характеристику можно дать согласным звукам?
- Молодцы!
«Гимнастика ума»
н |
р |
М |
л |
Е |
П |
Т |
С |
В |
Чтение по таблице.
Какая буква лишняя? Почему?
II. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие за новыми знаниями. Познакомимся с двумя новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Схема нашего маршрута на доске. Что такое маршрут? (Путь, по которому мы будем двигаться).
- Поедем на поезде. (Дети имитируют движение поезда)
III. Работа над новым материалом.
1. Как называется наша первая станция? (Загадалкино)
Отгадайте загадки.
Что выше крыши.
Ловчее мыши?
(дым)Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
2. Снова в путь.
Следующая станция ЗВУКИНО.
- Дети составляют звуковую схему к ответам (фишки)
Назовите 1 звук в слове дым и дятел.
Дайте характеристику.
- Назовите слова, в которых встречаются эти звуки.
ИГРА «Узнай звук»
Хлопните – когда звук твердый, топните - когда мягкий.
Дом, помидор, дерево, гвоздика, звезда, карандаш, дети, подушка.
- Произнесите звуки и понаблюдайте, что происходит с органами речи? Что общего у этих звуков?
Чем отличаются?
Физпауза
(Если услышите звук твердый - хлопок, мягкий – приседание.)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил -
Дырку в дубе он пробил.
Развитие речи
Где живет дятел?
Чем он стучит по коре дерева?
Для чего он это делает?
3. - А теперь отправляемся дальше. Следующая станция…
Зачем мы приехали в Буквинск?
Для чего нужна буква? (Для обозначения звука на письме.)
1. Звуки [д ] , [ д'] обозначаются буквой Д. (Открываются окошечки в домике.)
2. Посмотрите внимательно на букву, на что она похожа?
3. Какие две работы выполняет буква Д?
- Вложите 2 фишки в руки этой буквы (ТВ. И МЯГ.)
- Отчего зависит твердость и мягкость звука у буквы Д?
- Почему букв 2?
- Для чего нужна заглавная? Где на нашем маршруте понадобилась прописная буква Д? (название станций)
- Какие звуки обозначает буква Д?
Но на букве не написано как ее читать в слогах, как быть? (Нужно знать следующую букву.)
- Какое есть правило? (а, о, ы, у – дают команду «Читайся твердо!», е, и – «Читайся мягко».)
- Давайте потренируемся.
Фонетическая зарядка. Чтение по таблице
ДИ |
ДЫ |
УД |
УДО |
ДА |
ДО |
ЕД |
ДОД |
ДУ |
ДЕ |
УД |
ОДА |
ДИ |
ИД |
ДУД |
ДИД |
ОД |
ДАД |
ДЫД |
ИДО |
4. Станция «Петелькино»
Давайте посмотрим внимательно на строчную букву д.
- Из каких элементов она состоит?
- У вас на партах нитки. Выложите пожалуйста букву д.
- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради. Посмотрите внимательно и скажите, кто к нам прилетел? (дятел)
- Давайте заштрихуем дятла буквой Д строчной.
5. Мы с вами отправляемся дальше.
Перед нами станция «Соединялкино».
Жители этой станции прислали телеграмму, в которой они просят о помощи. Мы должны соединить слоги в слова и записать их в тетрадь (по одному слову каждый ряд, поставить ударение, зажечь фонарики и разделить на слоги).
Физпауза
У некоторых народов, например, у болгар, принято, отвечая «да», отрицательно качать головой и наоборот. Давайте представим, что мы болгары. Итак:
- Ты сегодня завтракал?
- Тебя часто хвалит мама?
- Говорят, что ты обижаешь малышей это правда?
- Тебе нравится учиться?
6. Станция «Скороговоркино»
Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.
IV. Итог.
Какие звуки мы сегодня изучили?
Какой буквой она обозначается?
Дайте характеристику звукам.
Что Вам больше всего понравилось на уроке? Что бы Вы хотели повторить?
Двигаемся к конечному пункту. Что же нас ждет впереди? Вы узнаете, составив слово из карточек
РЕ ПЕ НА МЕ - ПЕРЕМЕНА
Всем большое спасибо за урок. Урок окончен.