Цель:
- познакомить с приёмом определения рода имён существительных в косвенных падежах.
Задачи:
- закрепить умение определять род имён существительных в начальной форме;
- формировать умение определять род имён существительных в косвенных падежах;
- развивать речь детей, внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- карточка со словом СЕВЕР
- карточки со словами для повторения пройденного материала;
- сигнальная таблица для учителя(3 цвета);
- сигнальные тетради ( по количеству учеников);
- раздаточные карточки с текстом;
- картинка с изображением ежа;
- “Красная книга Среднего Урала”;
- на доске: разрезанная на 4 части картинка (экологическая направленность) и надпись под ней: “Красная книга защищает природу”. (каждая часть закрыта отдельными листами).
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока.-Дети, обратите внимание на доску: здесь закрытая картинка, которую мы с вами откроем по частям, выполнив все задания.
II. Словарная работа.-Назовите антоним к слову ЮГ. (СЕВЕР)
- Записать слово СЕВЕР в словарики, подобрать однокоренные слова (северный, северянин, северяне).
- Записать предложение:
ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ, ДОХНУЛ, ЗАВЫЛ – И ВОТ САМА ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА.
- Кто автор этих строк? ( А.С. Пушкин)
- Найти в предложении имена существительные, определить род.
- Как определить род имён существительных?
После выполнения задания открывается 1 часть картинки.
III. Работа над пройденным материалом.- Игра “Узнай род имён существительных”.
Учитель показывает карточки со словами, ученики определяют род имён существительных, показывают карточку нужного цвета. (ВОРОБЕЙ, БОЛОТО, ПТИЦА, БЕЛКИ, РОМАШКИ, ГНЕЗДО, ДЯТЕЛ, ЦВЕТЫ, СОЛНЦЕ, СОВА, СНЕГИРИ, ОБЛАКО, БЕРЁЗЫ, МЕДВЕДЬ).
-Вы хорошо справились с заданием, потому открывается ещё часть картинки.
Открывается 2 часть картинки.
IV. Работа над новым материалом.- Ознакомление с алгоритмом распознавания рода имён существительных в косвенных падежах: существительное надо поставить в начальную форму.
Выполнение упражнения 413.
Вывод: - Как определяли род имён существительных?
Закрепление изученного. Работа по карточкам.
Прочитай текст.
Ёж.
Осенью Ёж готовит себе тёплое зимовье. Он таскает в нору сухую траву и мох.
Заберётся ёж в своё жилище и заснёт. Придёт зима. Накроет нору глубокий сугроб. Спит ёж до весны, как медведь в берлоге.
Спиши текст, определи род имён существительных.
Открывается 3 часть картинки.
- Рассказ о ежах подготовленным учеником.
Оказывается ежи удивительные животные. Их можно встретить в лесу, парке, в саду, в степи, и даже в горах.
У ежей слабое зрение, но зато слух более чуткий, чем у кошек и собак. А обоняние - необыкновенное. Они чувствуют запах жука на глубине нескольких метров.
Ежи очень доверчивые животные. Они не боятся человека, машин и потому часто гибнут на дорогах. А ещё некоторые люди приносят ежей домой, что ни в коем случае делать нельзя. - Почему?
Ответы детей, дополнение учителя.
- Учитель показывает и объясняет назначение “Красной книги Среднего Урала”, рассказывает о еже обыкновенном, который занесён в книгу.( С.12).
- Сочинение-миниатюра на тему “Птичья столовая”. 4-5 предложений, используя опорные слова: Суровая зима, трудно найти корм, сделали кормушку, семена, первые гости.
- Ученики зачитывают свои работы. (2-3 учащихся)
Открывается 4 часть картинки.
VI. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что понравилось?
- Что интересного узнали?
Открывается надпись к картинке.
-Сегодня мы познакомились с “Красной книгой Среднего Урала”, а ещё есть “Красная книга”, в которую занесены все животные, растения, насекомые, которых осталось мало на Земле. И если их не охранять, не беречь, они исчезнут навсегда. Красный цвет - цвет опасности. Поэтому книга как бы обращается к людям: “Берегите, охраняйте тех, кто занесён в эту книгу!”
VII. Домашнее задание.