Занятие факультатива в 5-м классе по теме: "Решение занимательных задач"

Разделы: Математика


Время проведения занятия: 45 мин.

Цели занятия:

  • Образовательные:
    • закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала
  • Развивающие:
    • умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы;
    • развивать творческую самостоятельность учащихся, сообразительность, любознательность, творческое мышление посредством решения нестандартных задач.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

Оборудование:

  • мультимедийные презентации,
  • карточка,
  • спички.

Ход занятия

Что значит владеть математикой?
то есть умение решать задачи,
причём не только стандартные, но
и требующие известной независимости
мышления, здравого смысла оригинальности,
изобретательности.
Д.Пойа

В повседневной жизни человеку приходится решать различные проблемы, задачи и в различных ситуациях принимать решения, порой нестандартные. Если принятое решение приносит положительные результаты, то человек получает удовлетворение от того, что сумел найти нужных выход в той или иной ситуации. На сегодняшнем занятии мы  продолжаем знакомиться с нестандартными задачами, развивающими логическое мышление: с задачами на разрезание и с задачами со спичками.

-Ребята, у каждого из вас на парте лежит коробок со спичками. Достаньте спички. (слайд 1).

слайд 1

-Я вам читаю задачу, а вы должны выложить соответствующую фигуру у себя на парте и выполнить требование в её условии.

Задача №1: К разложенным на столе четырём спичкам прибавьте ещё 5 спичек так, чтобы получилось сто (слайд 2).

слайд 2

Задача №2: От данных 6 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы получилось три таких же квадратика (слайд 3).

слайд 3

Задача №3:Семнадцать спичек составляют 6 одинаковых(в 2 ряда) прилегающих друг к другу квадратиков. Снимите 5 спичек так, чтобы после этого осталось 3 таких же квадратика(слайд 4)

слайд 4

Задача №4: Из 18 спичек, составляющих 6 данных квадратиков, отнимите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадратика (слайд 5)

слайд 5

Задача №5: Переложите 2 спички так, чтобы образовалось 5 равных квадратиков (слайд 6).

слайд 6

Задача №6: От 7 квадратиков, которые составлены из 22 спичек и образуют крест, отнимите 6 спичек так, чтобы осталось 4 таких же одинаковых квадратика (слайд 7).

слайд 7

Задача №7: Отнять 3 спички так, чтобы оставшиеся спички образовали 5 одинаковых квадратиков (слайд 8).

слайд 8

Задача №8: Этот дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички (слайд 9).

слайд 9

Задача №9: Переложите 6 спичек так, чтобы из 2 рюмок получился такой дом, какой изображён в предыдущей задаче (слайд 10).

слайд 10

Задача №10: Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 квадрата (слайд 11).

слайд 11

-Ребята, соберите спички в коробок. Далее мы с вами будем решать задачи на разрезание фигуры (слайд 1).

слайд 1

-Перед вами на столе лежит карточка (приложение1), на которой нарисованы геометрические фигуры. Такие же фигуры будут появляться на экране. Ваша задача, разделить предложенную фигуру пополам.

-Далее последовательно, по мере решения задачи, появляются слайды 2-8.

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

-Домашнее задание: составить и задачу на разрезание фигуры и в математической литературе найти и решить задачу со спичками.

слайд 9

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3