Тема урока: «Многообразие надкласса рыбы»
Тип урока: Комбинированный урок с использованием мультимедийных технологий.
Форма проведения урока: урок – экскурсия.
Цели урока:
Образовательные
- продолжить формирование умений узнавать изученных рыб,
- обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,
- определять характеристику класса.
Развивающие
- развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.
Воспитательные
- привитие навыков коммуникативного общения,
- способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,
- воспитание бережного отношения к своему здоровью и бережному отношению к живому.
Методы обучения: частично – поисковый.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока
«Многообразие рыб».
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя. (Презентация).
Сегодня мы с вами совершим увлекательную экскурсию в мир ихтиофауны. А кто знает, что такое ихтиофауна? (ответы учащихся).
Действительно, это удивительный мир рыб, который дает начало наземным позвоночным. И сегодня на этой экскурсии мы должны привести в систему знания, которые мы получили на уроках при изучении класса рыб.
Эту экскурсию я хотела бы начать со слов: «Человек образованный тот, который знает где найти то, чего он не знает».
Презентация (слайд).
А для начала мы проведем разминку. Условие! Кто ответит правильно, на поставленные вопросы получит жетон с изображением редкого вида рыбы. В ходе экскурсии мы должны выявить самого интеллектуального, любознательного, активного.
Слайд. Презентация.
II. Разминка.
1. Рыбы, обитающие в разные периоды своей жизни в морях и пресных водах называются:
А) Морскими
Б)Проходными
В)Пресноводными
2.Крупной рыбой морей считают:
А)Китовую акулу
Б)Усатого кита
В)Атлантическую сельдь
Г)Обыкновенного сома
3.Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:
А) Способе размножения
Б) Наличии у них скелета
В) Приспособленности к среде обитания
Г) Наличии у них покровительственной окраски
Выберите правильные утверждения
- Рыбы видят близко расположенные предметы.
- У рыб нет органов слуха.
- По чешуе можно узнать возраст рыб.
- Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб.
- Имеются рыбы у которых хорда сохраняется всю жизнь.
- Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
- Спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале.
- Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.
- Рёбра прикрепляются к дугам туловищных позвонков.
- Кровеносная система замкнутая.
Ребята, сколько вы же знаете, молодцы. Уважаемые экскурсанты, перейдемте в следующий зал.
Каких рыб вы знаете?
К какому типу относятся перечисленные вами рыбы? (ответы учащихся).
На основании каких признаков, рыб относят к подтипу черепные?
Какие признаки позволяют обьединить животных в класс рыбы?
Работа со слайдами. (Презентация).
Огромное количество рыб, обитающих в водах мирового океана, более 20000 видов, нуждается в классификации. А что означает это биологическое понятие?
Давайте посмотрим понятие - класс (запись определения в тетради).
Слайд (презентация).
Составим классификацию надкласса рыб (работа со слайдами, презентация).
III. Задание
Вставьте пропущенные слова в тексте.
Хрящевые появились в глубокой древности. Челюсти образованы костями первой жаберной дуги. Хрящевые рыбы имеют выраженное рыло — _________. Скелет слабый, не окостеневший, ___. Отсутствуют жаберные крышки и плавательный пузырь. Чешуя плакоидная в виде шипа выходит наружу, покрыта твердым ______ веществом.
Хрящевые рыбы подразделяются на два подкласса:
Пластиножаберные (Elasmobranchi) и Цельноголовые(Holocephali).
Посмотрите видеофильм и дайте названия животным, которых вы здесь увидите.
(Слайд, презентация). Обсуждение ответов учащихся.
Костные рыбы – это ___ позвоночные. Скелет частично или полностью становится костным. Рот образован хватающими челюстями и зубами.Жаберные щели прикрыты______. Есть плавательный пузырь. Тело покрыто ______ чешуёй.
Длина от 0,7 см до 5-7 м, весят до 1,5 т. (Слайд, презентация).
Остановимся на представителей хрящекостных и костных рыб (просмотр слайдов).
Перейдем в следующий зал.
Ребята, а вы и ваши родители любите рыбачить? А каких рыб вы ловили? Как проходит ваша рыбалка? Это увлекательное занятие, правда? Здесь есть азарт, смекалка. Можно приравнять ее к спорту.
(Слайд, презентация).
А вот как описывал рыбалку Эрнст Хемингуей, в своем рассказе «Старик и море».
"Еще не рассвело, а он уже закинул свои крючки с приманкой и медленно поплыл по течению. Один из живцов находился на глубине сорока морских саженей, другой ушел, вниз, на семьдесят пять, а третий и четвертый погрузились в голубую воду на сто и сто двадцать пять саженей. Живцы висели головою вниз, причем стержень крючка проходил внутри рыбы, и был накрепко завязан и зашит, сам же крючок – его изгиб и острие был унизан свежими сардинами. Приблизившись к крючку, большая рыба почувствовала бы, как сладко и аппетитно пахнет каждый его кусочек."
А вот как обычно проходит рыбалка (просмотр видеофильма).
Уважаемые экскурсанты, наверняка есть рыбы, которые вам не попадались на удочку. Эти рыбы занесены в красную книгу РТ. ( форель горчак, осетр, белуга). (Слайд, Презентация).
При переходе в следующий зал, давайте немного разомнемся.
IV. Физминутка.
(Слайд, Презентация).Давайте представим.
Мы идем на рыбалку. Перед нами чудное озеро. Посмотрели налево, посмотрели направо. Закинули удочку, Ура! Есть улов. Тянем. Ух, и тяжелая рыба попалась. Какая замечательная рыбалка. Здоровье это все, все без здоровья ничто.
А какая связь существует между рыбами и здоровьем человека? Можно ли есть сырую рыбу? (ответы учащихся).
Уважаемые экскурсанты, мы оказались с вами в зале лабиринте, чтобы из него выбраться, нам необходимо правильно выполнить задания. (восстановить таблицу классификацию надкласса рыб)
(Слайд, презентация)
Зоовикторина.
V. Рефлексия.
Уважаемые экскурсанты мы должны с вами оценить результат нашей экскурсии.
Подведение итогов (выявление самого любознательного, активного по числу жетонов).
Обращение к эпиграфу «Человек образованный тот, который знает где найти то, чего он не знает».
VI. Домашнее задание:
- Параграф 22 изучить
- Заполнить таблицу на странице 137 (в тетради).
- Выписать произведения, в которых одним из персонажей является рыба.
За дополнительными приложениями обращайтесь к автору