Тема урока: «Имя существительное»
Цели урока:
- Актуализировать знания о существительном, отделить старую информацию от новой, систематизировать её в виде определения; тренировать способность к исследованию ситуации; формировать способность к выделению существенного предмета в группе; закреплять алгоритмы проверки орфограммы в различных частях слова.
- Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализа и синтеза, самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении.
- Расширять знания о родном языке; формировать навыки сотрудничества; воспитывать учебную активность, интерес к предмету.
Задачи урока:
- обогащение речи учащихся языковыми средствами;
- изучение норм русского литературного языка;
- развитие и совершенствование умений и навыков связной речи;
- изучение русского правописания.
Оборудование: памятка «Основные правила работы в группе», индивидуальные карточки, плакат «Имя существительное», сигнальные карточки, рабочие листы, планы исследовательской работы, «мишень» для самооценки, портреты Знайки и Учёной Мухи, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, поприветствуем друг друга. Скажем «здравствуйте» руками, скажем «здравствуйте» глазами. Сядьте ровно, все готовы? Чтоб сегодня наш урок всем ребятам пошёл впрок, постарайтесь все вникать, слушать, думать, понимать.
- Сегодня утром к нам в класс залетела муха, не простая, а учёная. Она долгое время прожила в нашей библиотеке и прочла множество умных книг. Любимыми её книгами были орфографические словари и справочники. Она приготовила для нас задания. Поэтому на уроке нужно быть внимательными и активными.
II. Целеполагание.
- Сегодня на уроке, чтобы открыть ещё одну тайну русского языка, мы будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Подобрать ключ к этой тайне мы сможем только тогда, когда правильно выполним все задания Учёной Мухи. А помогать нам, как всегда, будет наш друг Знайка.
III. Повторение пройденного материала.
- Ребята, перед каждым из вас лежит мишень. Напишите на листе свою фамилию. Если вы хорошо справитесь с заданием, то значит попали в яблочко. Если ещё нужно
поработать, то покажите, на каком расстоянии от цели вы находитесь. Там поставьте
точку. После выполнения каждого задания я буду просить вас сделать самооценку
своих знаний.
- Давайте вспомним «золотые» правила орфографии, о которых нам всегда напоминает Знайка на уроках русского языка:
1.Пишу аккуратно, чисто и красиво.
2. Пишу грамотно.
3. Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце предложения ставлю точку.
4. Помню о красной строке при записи заданий и частей текста.
5. Использую перенос слов с одной строки на другую.
6. При письме проговариваю слова по слогам.
- Ребята, работать сегодня будем по группам. Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, а главное результативно. (На доске открывается плакат)
Основные правила работы в группе.
- Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
- Выслушать мнение каждого.
- Найти общее решение.
- Выбрать выступающего.
Индивидуальная работа по карточкам.
- Учёная муха приготовила индивидуальные задания. Задания разные по трудности. Каждый из вызванных ребят выберет задание по душе.
- Пока ребята работают по карточкам, мы постараемся выполнить первое задание Учёной Мухи.
А). На доске записаны засекреченные слова. Попробуйте их разгадать, объяснить написание орфограммы и привести свои примеры на это же правило.
Декорев . я, релич( . ) ка, ур . кожай, жинура . , б . корьба, а . вокуратный.
Б) Проверка. Отметьте на мишени, на сколько близко вы находитесь от цели.
- А теперь из первых букв соберите слово и вы узнаете, что поможет лучше спориться работе в группах. (Дружба)
IV. Постановка проблемы.
- Ребята, вы уже сейчас показали, что умеете находить и объяснять орфограммы, значит должны писать грамотно?
- Вы согласны со мной?
-Тогда скажите, какие окончания мы напишем в словах (запись на доске)
к берёзке/и, смотришь/ешь, синюю/ию?
- Докажите свои предположения. Не можете.
- А почему? (не хватает знаний)
- Что для этого нужно? (учиться)
- Какую широкую тему мы начали изучать? (Части речи)
- Зачем нам нужно её изучать?
ВЫВОД. Изучение этой темы нам поможет научиться правильно писать окончания разных частей речи.
V.Физминутка. (Проверка умения различать части речи)
-Я называю любимые слова Учёной Мухи. Если это существительное, то вы встаёте, если глагол – садитесь, а если прилагательное – хлопок над головой.
ВАРЕНЬЕ, ЛЕТАТЬ, ЗЕЛЁНАЯ, УМНАЯ, ЖАРА, ВЕСЁЛАЯ, КРАСИВАЯ, ЖУЖЖАТЬ, АРБУЗ, ЛЕТНИЙ, САДИТЕСЬ.
VI. Определение темы урока.
- Как вы думаете легче сразу одновременно изучать все части речи или по отдельности?
(по отдельности)
- С какой части речи вы предлагаете изучение? (с существительного)
- Почему? (самая главная, называет предмет, а все остальные под неё подстраиваются: обозначают её признак, действие, признак действия)
- Подумайте и сформулируйте кратко тему, которую мы сегодня начнём изучать. (Запись на доске)
Имя существительное.
(Открывается рисунок весёлого человечка)
- Этого человечка зовут «Имя существительное».
-Что он может нам рассказать о себе? Дайте ответы от первого лица.
(В процессе ответов на доске появляются полоски с ответами)Я – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Я – ЧАСТЬ РЕЧИ.
Я ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?
Я ОБОЗНАЧАЮ ПРЕДМЕТ.
VII. Исследовательская работа.
-Представьте, что из нашей речи в одночасье исчезли все существительные.
-Учёная Муха предлагает нам выяснить, какую роль играют существительные в нашей речи? Для этого проведём небольшую исследовательскую работу.
А). Работа в группах.
План исследовательской работы по теме «Имя существительное».
Прочитай текст 1.
«Язык появился потому, что без него люди не могли работать вместе. И наши далёкие предки вырвались из мира безмолвия. Язык – величайшее достижение человечества. Он самое дорогое наследие, которое мы получили от людей многих поколений. В слове хранится наша история и культура. Язык обогащали и украшали лучшие мыслители и поэты, его оберегали от порчи и засорения писатели и педагоги».
- О чём говорится в тексте?
Прочитай текст 2.
Появился потому, что без него не могли работать вместе. И наши вырвались из. Величайшее. Он – самое дорогое, которое мы получили от многих. В хранится наша и. Обогащали и украшали лучшее и, его оберегали от и.
- Какой текст больше понравился?
- Почему?
Результаты исследовательской работы.
Текст 2 отличается от текста1 словами, которые называются ________________________.
Эти слова делают текст _________________________________.
Они отвечают на вопросы _______________________________.
Они обозначают _______________________________________.
Они изменяются по _______________________________________.
Эта часть речи называется так потому, что ______________________________________.
Б). Проверка исследовательской работы.
-Давайте обменяемся мнениями по результатам исследовательской работы.
- Отметьте на мишени, на сколько вы приблизились к цели, сделав это исследование.
VIII. Творческая работа. Составление текста – описания из имён существительных, предлогов.
-А сейчас Учёная Муха предлагает выполнить творческую работу и сделать ещё одно открытие об имени существительном.
Возьмите рабочий лист №1. Прочитайте заглавие и начало текста, который приготовила вам Учёная Муха.
- Что вы себе представили?
- Какой это тип текста?
- Какую особенность этого текста заметили? (Состоит только из существительных и предлогов),
- Продолжим описание утра в деревне, используя только существительные и предлоги. Подумайте о ком и о чём можно составить предложения, выполните задания, которые даны на этом листе.
А) Самостоятельная работа.
Рабочий лист №1
Раннее утро.
Утро в деревне. Капли росы на траве, скамейках, крылечке. На сирени _________.
Во дворе ______________.
Прочитайте текст. Получилось ли у вас нарисовать картину раннего утра?
Какую роль существительного вы наблюдали в тексте? Почему удалось составить текст?
Б) Проверка творческой работы.
- Получилось ли нарисовать картину раннего утра? (Да)
- Почему удалось составить текст? (Использовали существительные, а для связи слов в предложении использовали предлоги)
- Кто хочет прочитать свой текст?
- Так какую роль существительного вы наблюдали? (Передача выразительности)
- Отметьте на мишени, на сколько вы приблизились к цели, сделав ещё одно маленькое открытие.
IХ. Сведения об языке.
- Ребята, Учёная Муха хочет поделиться с нами своими знаниями по теме «Имя существительное». Послушайте их внимательно и потом скажите, что нового о существительном вы узнали из рассказа Мухи. (Магнитофонная запись)
«Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы, явления. Весь мир улиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озёра, горы, государства, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя, и всё это – имена существительные»
-Так что же нового вы узнали об имени существительном? (Существительные обозначают не только предметы)
Х. Упражнения в классификации существительных.
А). Запомнили, что обозначают существительные? Тогда поиграем в игру «Назови одним словом». Каждая группа отвечает по очереди.
- Пёс, петух, корова, кошка - …? (животные)
- Кукла, мячик и гармошка - …? (игрушки)
- Лук, редиска, огурцы - …? (овощи)
- Молоток, топор, щипцы - …? (инструменты)
- Платья, юбка и рубашка - …? (одежда)
- Бак, стакан, кастрюля, чашка - …? (посуда)
- Василёк, ромашка, роза - …? (цветы)
- Ветер, дождичек, морозы - ..? (явления природы)
Б). Самостоятельная работа.
-А теперь аналогичную работу Учёная Муха предлагает продолжить в группах. Возьмите рабочий лист №2, выполните задание и сделайте вывод после проделанной работы.
Рабочий лист №2.
Люди: кто? Врач, брат, __________________________________________.
Растения: что? Рябина, __________________________________________.
Птицы: кто? Сокол, _____________________________________________.
Рыбы: кто? Сазан, _____________________________________________.
Звери: кто? Медведь, ___________________________________________.
Явления природы: что? Снег, _____________________________________.
Вещи: что? Брюки, _____________________________________________.
Орудия труда: что? Лопата, ______________________________________.
Транспорт: что? Автобус, _______________________________________.Сделайте вывод. Существительными называются слова, которые обозначают ____________________________________________________________________
и отвечают на вопросы ______________________________________________.
В). Проверка.
- Какие слова дописали?
- Какой вывод сделали?
Оцените свой вклад в работу. Покажи на мишени, на сколько ты приблизился к цели.
ХI. Работа на перспективу.
- На какие две группы можно разбить эти слова?
-Тема нашего следующего урока русского языка называется «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Имена существительные, отвечающие на вопрос что?»
- Когда мы будем задавать вопрос кто? А когда вопрос что?
- Вы уверены в этом? Тогда подумайте, на какие вопросы будут отвечать слова труп и мертвец?
ХII. Подведение итогов.
А) Учёная Муха предлагает вам, ребята, выполнить небольшой тест. Для этого возьмите лист с тестом и подпишите его.
- Подумайте, как бы вы продолжили эти предложения?
- Допишите, что нового узнали на этом уроке?
Тест.
Ф.И. ученика _________________________________________________.
1. Чаще всего в речи употребляются имена _________________________.
2. Луна, трель, ночь, подруга – это ________________________________.
3. Имя существительное обозначает _______________________________.
4. Имя существительное отвечает на вопросы _______________________.
5. Имя существительное – это ___________________________часть речи.
6. Сегодня на уроке я ___________________________________________.
Б) Самостоятельная работа.
- Что теперь может рассказать о себе человечек «Имя существительное»?
(В процессе ответов на доску добавляются полоски с ответами)
- Я – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
- Я НАЗЫВАЮ ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, СОБЫТИЯ И Т.Д.
- Я В ТЕКСЕ ПЕРЕДАЮ ЕГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
ХIII. Рефлексия.
- Какая группа сегодня лучше работала?
- Кого особо хотели бы отметить?
- Посчитайте свои баллы.
(До 30 баллов – знания удовлетворительные, нужно ещё поработать,
от 30 до 35 баллов – знания хорошие, от 36 до 40 баллов – отличные знания)
ХIV. Домашнее задание.
- Учёная Муха приготовила домашнее задание на листочках разного цвета. На красных листочках задания сложнее, на зелёных – легче. Выбирайте листочек с домашним заданием для себя.