Цель: систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Масштаб».
Задачи:
- Повторить понятия «отношение», «пропорция», «масштаб», закрепить умения решать задачи, используя прямую пропорциональную зависимость величин, и навыки решения уравнений с помощью пропорций.
- Развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы.
- Прививать учащимся интерес к предмету, способствовать воспитанию любви к поселку, Родине.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, физические карты Амурской области и Магдагачинского района, раздаточный материал для проведения практической работы.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: устная работа
3. Практическая работа
- по картам области и района с числовым масштабом;
- по топографической карте с линейным масштабом.
4. Психологическая разгрузка.
5. Путешествие за сокровищами.
6. Задание на дом.
7. Итог урока.
Ход урока
1. Ребята, сегодня мы продолжим изучение темы «Масштаб» и убедимся, какое важное практическое значение имеет материал этой темы.
Мы с вами вспомним, что же такое масштаб, рассмотрим примеры решения задач с помощью пропорции при заданном масштабе, закрепим решение уравнений, записанных в виде пропорции, научимся применять свои знания на практике
А сейчас откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Масштаб».
2. Прежде всего проведём разминку для ума – устную работу. ( слайды №4. №5)
Выполним задание: заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение или правильная формулировка определения:
- Равенство двух отношений называется …
- В пропорции 7 : 4 = 21 : 12 числа 12 и 7 называют ...
- Процентное отношение чисел 15 и 60 равно …
- Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции нужно …
- В пропорции 9 : Х = 3 : 4 Х равен …
- Если величины прямо пропорциональны, то с увеличением одной из них в несколько раз другая …
- Пропорция а : b = с : d верна, если …
- Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности, выраженных в одних и тех же единицах длины, называют …
- Если расстояние между двумя пунктами на карте равно 1,1 см, а масштаб карты 1 : 10 000, то на местности это расстояние равно …
- Масштаб карты показывает …
- 1 см на карте соответствует 250 км на местности. Числовой масштаб карты равен …
3. Послушайте стихотворение:
Чертёж земли Московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь …
А это что такое узором здесь виётся?
Это Волга.
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Всё царство вдруг: границы, грады, реки.
Эти строки написал А.С.Пушкин в трагедии «Борис Годунов». Царевич Фёдор, занятый вычерчиванием карты русского государства беседует с отцом – царём Борисом Годуновым.
Географическая карта – один из важных документов человеческой культуры. Каждая извилина на карте, каждый штрих, точка – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей.
Сегодня мы тоже будем работать с картами. Вы знаете, что на карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде. Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности показывает масштаб.
Какие виды масштаба вы знаете? (слайд № 7)
У вас на столах лежат наборы карт. Они пронумерованы. Возьмём карту №1.
Это карта Амурской области.
Давайте посмотрим чему равен масштаб карты. Масштаб карты равен 1 : 5000000. К какому виду относится этот масштаб? Этот масштаб - числовой. Назовите город, который является центром нашей области.
Используя эту карту, выполним следующее задание (слайд № 8):
Определите расстояние по прямой от посёлка Дактуй до областного центра.
На карте На местности
1 см 5 000 000 см
7 см Х
Ответ : 350 км от посёлка Дактуй до города Благовещенска по прямой. (слайд №9)
Давайте обратимся к карте№2. Это карта Магдагачинского района.
Чему равен масштаб карты? Масштаб линейный в 1см – 5 км. Найдите на карте наш поселок и районный центр. С помощью этой карты выполняем задание 2. (слайд № 10)
Каково расстояние по прямой от посёлка Дактуй до центра Магдагачинского района?
На карте На местности
1 см 5 км = 500 000 см
5,5 см Х
2 750 000 см = 27,5 км
Ответ : 27,5 км по прямой от посёлка Дактуй до районного центра. (слайд №11)
Так как в вашем классе учатся ребята из п.Апрельский, давайте используя эту же карту . найдём его месторасположение и выполним следующее задание. (слайд №12)
Сколько километров по прямой от нашего посёлка до посёлка Апрельский?
На карте На местности
1 см 5 км = 500 000 см
4 см Х
4 : 1 = Х : 500 000
2 000 000 см = 20 км
Ответ: 20 км до посёлка Апрельский. (слайд №13)
А теперь поработаем с топографическими картами. Посмотрим на карту №3.
При помощи линейного масштаба топографической карты определите расстояние от мельницы до озера.
На карте На местности
1 см 40 м = 4 000 см
5 см Х
5 : 1 = Х : 4 000
Х = 20 000
20 000 см = 200 м
Ответ : 200 метров. (слайд № 14)
Ребята, которые быстро справились с задачей, получают дополнительное задание на определение масштаба.
Расстояние между двумя пунктами на местности, равное 190 м, изображено на карте отрезком длиной 19 см. Найдите масштаб карты.
190 м = 19 000 см
19 000 : 19 = 1000 (раз)
1 : 1000 или 1 см – 10 м
Ответ: 1 : 1000 (слайд № 15)
4. Психологическая разгрузка
Дети сидят за партами. По речевому сигналу «Солнце» медленно поднимаются из-за парты, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.
Что ж, мы с вами немного отдохнули, приступим к поиску клада.
5. Готовясь к уроку, мне попалось в руки письмо внука старого пирата, который обращается к вам, ребята, с просьбой о помощи. Вот это письмо.
(слайд № 16)
У вас на столах лежит копия карты острова сокровищ, по которой нужно определить, где находится клад.
Карта Острова сокровищ
Масштаб 1 : 100 000
Используя масштаб карты, ребята определяют, что клад – в самом центре Южной Ямы.
Вручается клад – «золотые» монеты и выставляются отметки за урок.
6. Домашнее задание
- Расстояние между пунктами А и В равно 8 км. Определите расстояние между изображениями этих пунктов на карте, если числовой масштаб карты равен 1 : 200000.
- Составить задачу по теме «Масштаб».
(слайд № 17)
7. Итог урока
Ребята, сегодня на уроке мы повторили основные приемы решения уравнений, записанных в виде пропорции, повторили понятие масштаба, выполнили практическую работу. Вы все хорошо поработали.
Пусть каждый день
и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.(слайд № 18)
Спасибо за урок.