Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Слово и слог"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные: уточнение представлений обучающихся о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении.
Развивающие: развитие умения различать в слове количество слогов по количеству гласных.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своему соседу, подарите улыбку гостям, подарите улыбку мне. Я предлагаю вам для работы 2 девиза: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

II. Чистописание.

Прочитайте буквы.

н  р  а к т

- Какая буква лишняя? (а).
- Почему? (буква а обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки).

На минутке чистописания будем писать строчную букву а. Определите закономерность и продолжите ряд.

- Что вы знаете о букве а?

Сегодня на уроке в центре внимания у нас с вами будет гласная.

III. Актуализация знаний и формулировка темы урока.

На доске:

Ветер, ша, дует, кры, сильный

- Внимательно прочитайте, что написано на доске. Разделите написанное на 2 группы.
- Что вы отнесли к первой группе? (ветер, дует, сильный).
- Как можно назвать то, что вы отнесли к первой группе? (слова).
- Что вы отнесли ко второй группе? (ша, кры).
- Как называется то, что вы отнесли ко второй группе? (слог).
- Чем отличается слог от слова? (Слово что-то обозначает, а слоги ничего не обозначают).
- Сформулируйте тему урока. (Слово и слог).

IV. Постановка учебной задачи.

На какие вопросы мы должны найти ответы?

Для этого откройте учебник на с. № 56

- Прочитайте первый вопрос Почемучки. (Что такое слог?).

Сейчас мы постараемся на него ответить.

V. “Открытие” детьми нового знания.

- Что можно составить из слогов? (слова).

Составьте из данных слогов слова. (Крыша).

Запишите это слово и поделите на слоги. (Кры I ша).

- Так, что такое слог? (Слог – часть слова).

Прочитайте этот вывод в учебнике. На какой ещё вопрос мы с вами должны будем ответить?

Для этого прочитайте второй вопрос Почемучки. (Как узнать, сколько в слове слогов?).

Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос. Посмотрите на доске записано слово. Прочитайте его.

Шар

Сколько в слове гласных? (1) А сколько слогов? (1)

Прочитайте следующее слово:

Шарф

Какой звук появился? [ф] 
Изменилось ли количество слогов? (нет) 
Сколько слогов в этом слове? (1) 

Прочитайте ещё одно слово:

Шары

Какой звук появился? (ы)
Сколько стало слогов? (2)

Почему в первом случае появился новый звук, а количество слогов не изменилось? А во втором случае появился новый звук и увеличилось количество слогов? (В первом случае прибавился согласный звук, а во втором гласный звук. Согласный звук слога не образует, а гласный образует слог).

- Значит, как узнать, сколько в слове слогов? (надо знать, сколько в слове гласных звуков).
- Прочитайте вывод в учебнике.

VI. Первичное закрепление.

Сейчас проверим, как вы усвоили знания. Для этого проведём соревнование по рядам. (Задания на листочках). Побеждает команда, которая правильнее и быстрее поделит слова на слоги.

Дорожка                                      записка                                       пилотка
Фабрика                                      кастрюля                                     калитка
Капуста                                        опушка                                       резинка
Постройка                                   закладка                                      ириска
Уточка                                         копейка                                       василёк
Картина                                      скамейка                                      рыбалка

Подведение итогов.

VII. Физминутка.

Услышите слово из одного слога - подпрыгнуть,  из двух слогов – присесть.

Куст, сорт, блины, лист, грибы, звери, мост, петух, зерно, крот, дождь.

VIII. Самостоятельная работа.

I Уровень – выписать слова в 3 столбика: в первый – односложные, во второй – двусложные, в третий – трёхсложные.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка.

II Уровень – записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов:

РО-СО-КА, БА-СО-КА, ТЁ-КО-НОК, КО-ВА-РО, КУ-ЦА-РИ, ТЕ-НОК-ЛЁ, ПЛЁ-ЦЫ-НОК, ЦА-ОВ.

III Уровень – упр. 99 с. 56

Проверка и оценивание.

IX. Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».

Я показываю «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Прочитав правильно, победитель получает «вкусное» слово, которое и является сюрпризом.

САПОХАР, ПЕРАЧЕНЬЕ, ХАДУЛВА, ВАСУРЕНЬЕ, СУГРОХАРИ, ГРУКРЫШИ, КАБРЫКАО, КОРАНФЕТЫ, ПАТУСТИЛА, БАЛИРАНКИ, ПИНОРОЖКИ, ОРЕБРИХИ.

X. Итог.

- Что такое слог?
- Как определить количество слогов?
- В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов?
- В слове 3 согласных и 3 гласных. На сколько слогов можно разделить это слово?
- В слове кот 3 звука и в слове мяу 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?

XI. Рефлексия.

- Кто сегодня на уроке придерживался наших девизов?

Домашнее задание.

Упр.100.