Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе по системе Занкова на тему: "Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев"

Разделы: Начальная школа


Тема: Праздник Новый Год. Пожелания сказочных героев.

Цель:

  • познакомить с историей праздника,
  • упражнять в чтении текстов с изученными буквами, в делении слов на слоги,
  • учить различать предмет и слово, проводить звуковой анализ слова,
  • формировать умения находить антонимы и синонимы, определять твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Начать урок мне хочется с уже известного вам стихотворения:

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ну, мы можем начинать.

2. Работа над темой.

- Откройте Азбуку на страничке 80.
- Узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам поможет первое задание.
- Впишите в кружочки буквы-соседки.

Аналогичная запись на доске:
 

- Из вписанных букв составьте слова.
- Что у вас получилось? (Новый Год)

- Чудесный праздник – Новый Год. С него начинаются зимние каникулы, под Новый Год загораются разноцветные веселые огоньки елок. Каждый из нас и взрослый, и ребенок ждет от этого праздника  сюрпризы, подарки, исполнения желаний и, конечно же, чуда. Да и какой же Новый Год без волшебства и сказки. Вот и сегодня, на уроке обучения грамоте, мы совершим путешествие в зимнюю сказку. А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль) А зима в этом году была снежная и морозная, ну совсем такая, как в одной сказке, где в канун Нового Года у зимнего костра происходили чудеса.  Что это за сказка? (12 месяцев)

На доске появляется картинка сказочного костра.

- Вот и сегодня к нашему костру скоро соберутся гости. Каждый из гостей приготовил для вас задание. Если мы успешно с ним справимся, то получим  пригласительный билет на новогоднюю елку.

- А вот и первый герой. Угадайте, кто он.

(На экране телевизора фрагмент сказки «Морозко». На доске картинка «МОРОЗКО».)

- А знаете ли вы, что Морозко является прадедушкой Деда Мороза или, как его называли по- другому, Мороз-Воевода. А вот дедом Деда Мороза является маленький неказистый, вредный старикашка злобного вида, который, тряся длинной седой бородой, бегал по полям и стуком вызывал трескучие морозы. Отсюда, его имя Дед Трескун.  История умалчивает о том, кто был папой Деда Мороза, но мы знаем, что сейчас Дед Мороз добрый волшебник, который в новогоднюю ночь приносит всем детям, а иногда и хорошим взрослым, подарки.

- А сейчас __________ скажет, кто приходит к детям на Новый Год в других странах.

(В Америке, Англии-Санта Клаус, в Италии - Баббо-Натале, в Колумбии - Папа-Паскуале, в Панаме - Папай Ноэль, в Финляндии - козел,)

- МОРОЗКО предлагает прочитать текст в Азбуке про Новый Год. (Дети читают хором)

Задание для 1 ряда:

Во втором предложении найди слова, в которых букв меньше, чем звуков. (Это слова украшают и елка)

Все украшают дома, ставят елки.

- Ребята, какие буквы и в каких случаях дают два звука? (е, е, ю, я - когда стоят в начале слова,  после гласной, после Ъ и Ь знака).

Задание для 2 ряда:

В третьем предложении раздели слова на слоги, поставь знак ударения. Какое правило помогает определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Что нужно помнить, когда ставим знак ударения?

(В односложном слове и в слове с «е» ударение не ставим)

Дед Мороз и Снегурочка зайдут в каждый дом и порадуют малышей подарками.

Задание для 3 ряда:

В четвертом предложении подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

А они вместе с родителями споют песенку, которую пели еще наши прабабушки и прадедушки.

- Какие гласные делают впереди стоящий согласный мягким? (е, е, ю, я, и).
- Что мы еще должны помнить, когда выполняем такое задание? (ж, ш,  ц - всегда твердые, й, ч, щ - всегда мягкие).
- А знаете ли вы, откуда к нам пришел  обычай наряжать елку на Новый Год? Нет, тогда слушайте.

Наш обычай зажигать на Новый год елочные огоньки пришел из далеких времен. И  родился он не у нас в России, а у древних обитателей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали возле нее костры и пели песни, плясали, веселились.
Древние люди верили, что в ели живет дух леса, который хранит все живое: растения, зверей, птиц и, конечно же, человека. Чтобы задобрить духов, люди развешивали на елках лакомства! От германцев этот обычай перешел в Скандинавию, Францию и в Россию.
Самый лучший друг и помощник Деда Мороза, как вы думаете кто? (снеговик).
Он приготовил для вас физминутку для глаз.

Физминутка для глаз (электронная)

Снеговик

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто наш следующий гость:

Мы весной ее не встретим,
Она и летом не придет,      
Но зимою к нашим детям
Она приходит каждый год.
У нее румянец яркий,
Вся одета в белый мех,                   
Интересные подарки
Приготовила для всех.
Дружно мы ее встречаем,
Мы большие с ней друзья,
Напоить горячим чаем
Эту гостью нам нельзя.

(СНЕГУРОЧКА-картинка на доске.)

Задание от СНЕГУРОЧКИ: прочитайте слова из песенки, подчеркните рифмующиеся слова.
(песня «В лесу родилась елочка». Слова:  росла-была, бай-бай - не замерзай.)

Придумайте рифму игрушки -_________,
снежинка - ________

- Дома вы должны были приготовить двустишье на новогоднюю тему. Давайте порадуем Снегурочку

Игра:

Ты катись снежок, как мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого снежок остался
Тот стихи расскажет нам.

Дети читают свои двустишья. (домашняя заготовка)

Это интересно знать.

- До Петра 1 в России существовало два Новых года. Один, так называемый церковный Новый год, отмечался 1 марта ( как и у древних римлян «март»- «марс» считался первым месяцем года по римскому календарю). От этого- то древнего славянского праздника до наших дней дошла традиция зажигать огни на новогодних елках. Другой Новый год назывался гражданским Новым годом и отмечался 1 сентября. Указом от 15 декабря 1699 года Петр 1 установил единый Новый год с 1 января 1700 года. Салют, на 200 орудий во время военного парада 1 января 1700 года известил о начале Нового Года. С тех пор переменились времена и нравы, но елка, веселье на всю ночь прочно вошли в быт людей, встречающих НОВЫЙ ГОД.

- В какое время года – Новый Год? (зимой)
-А во всех ли странах так?

Давайте прочитаем текст на стр. 81.(Дети читают по цепочке)

А вот и следующий наш гость..
Прыг – скок, трусишка!
Хвост – коротышка,
Уши вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето. (заяц)

- Из какой сказки наш заяц?(появляется картинка зайца из сказки Заинькина избушка)

Заинька приготовил для вас физминутку.

Физминутка

Зайцы скачут: скок –скок –скок!
Да на беленький снежок.
Приседают. Слушают, не идет  ли волк.
Раз –согнуться. Разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три  - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Молодцы, уважили зайчика.

- Ребята, о какой королеве идет речь?

Я королева из страны
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,      
Где всюду только снег и лед.

(Снежная Королева)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА просит отгадать ребусы на стр. 81  азбуки.

ГИРЛЯНДЫ                    МИШУРА                                  ПОДАРКИ

- Какое слово лишнее? (мишура- ударный третий слог, ед. число)
- Какой предмет лишний? (подарки)
- Какая связь между словами в левой части? Составьте пару слов справа.

На доске:

Елка - большая                  снежинка - белая, маленькая, резная,
Серпантин - бумажный     шарик - стеклянный, красивый, разбитый,
Дождь - золотой                 мишура - пушистая, длинная, разноцветная,
Снегурочка - добрая        Баба Яга - страшная, злая, лохматая.        

- Этого героя хоть и называют кровожадным хищником наших лесов, однако, в одной сказке он все же умудрился остаться без хвоста. Кто же это? (ВОЛК-картинка на доске)

- Что желают люди на Новый Год?

ВОЛК предлагает отгадать, кто прислал эти пожелания (стр. 81)

(Чтение пожеланий по учебнику):

Как можно больше хороших друзей
Пусть даже это будут крокодилы.

(Чебурашка)        

 Никогда не бросай своих бабушек и дедушек.
Им без тебя грустно и одиноко

(Колобок)

Спокойствие, только спокойствие! И тогда в следующем году тебе напекут много-много булочек.

(Карлсон)

- Первые буквы отгаданных слов подскажут тебе имя следующего героя.

Загадки:

1.  Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)

2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.(морковь)

3. Одета ежом,
А ползет ужом.
Как малина - вкусна.
Что за ягода? (ежевика)

4. В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый. (лимон)

5. Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И любят меня детки.( яблоко)

После каждой отгадки вывешивается картинка.

ель  морковь  ежевика  лимон  яблоко = ЕМЕЛЯ

- Составьте схему этого слова

ЕМЕЛЯ просит прочитать пиктограмму: Я        люблю      подарки.

- Определите части речи. ( Я - местоимение, люблю- глагол, подарки - сущ.)
- Подберите слово противоположное по смыслу слову люблю- (ненавижу,)
- Подберите слово близкое по смыслу слову подарки-( сладости)

Итог урока.

- Ребята, а почему именно эти герои собрались возле новогоднего костра?    (Они герои сказок с зимним сюжетом)

- Ну и в конце, конечно же чудо.( Входит Дед Мороз, поздравляет ребят с наступающим Новым Годом и вручает пригласительные билеты на школьную новогоднюю елку).

- Урок окончен, всем спасибо.