Тема: Праздник Новый Год. Пожелания сказочных героев.
Цель:
- познакомить с историей праздника,
- упражнять в чтении текстов с изученными буквами, в делении слов на слоги,
- учить различать предмет и слово, проводить звуковой анализ слова,
- формировать умения находить антонимы и синонимы, определять твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Начать урок мне хочется с уже известного вам стихотворения:
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ну, мы можем начинать.
2. Работа над темой.
- Откройте Азбуку на страничке 80.
- Узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам поможет первое задание.
- Впишите в кружочки буквы-соседки.
Аналогичная запись на доске:
- Из вписанных букв составьте слова.
- Что у вас получилось? (Новый Год)
- Чудесный праздник – Новый Год. С него начинаются зимние каникулы, под Новый Год загораются разноцветные веселые огоньки елок. Каждый из нас и взрослый, и ребенок ждет от этого праздника сюрпризы, подарки, исполнения желаний и, конечно же, чуда. Да и какой же Новый Год без волшебства и сказки. Вот и сегодня, на уроке обучения грамоте, мы совершим путешествие в зимнюю сказку. А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль) А зима в этом году была снежная и морозная, ну совсем такая, как в одной сказке, где в канун Нового Года у зимнего костра происходили чудеса. Что это за сказка? (12 месяцев)
На доске появляется картинка сказочного костра.
- Вот и сегодня к нашему костру скоро соберутся гости. Каждый из гостей приготовил для вас задание. Если мы успешно с ним справимся, то получим пригласительный билет на новогоднюю елку.
- А вот и первый герой. Угадайте, кто он.
(На экране телевизора фрагмент сказки «Морозко». На доске картинка «МОРОЗКО».)
- А знаете ли вы, что Морозко является прадедушкой Деда Мороза или, как его называли по- другому, Мороз-Воевода. А вот дедом Деда Мороза является маленький неказистый, вредный старикашка злобного вида, который, тряся длинной седой бородой, бегал по полям и стуком вызывал трескучие морозы. Отсюда, его имя Дед Трескун. История умалчивает о том, кто был папой Деда Мороза, но мы знаем, что сейчас Дед Мороз добрый волшебник, который в новогоднюю ночь приносит всем детям, а иногда и хорошим взрослым, подарки.
- А сейчас __________ скажет, кто приходит к детям на Новый Год в других странах.
(В Америке, Англии-Санта Клаус, в Италии - Баббо-Натале, в Колумбии - Папа-Паскуале, в Панаме - Папай Ноэль, в Финляндии - козел,)
- МОРОЗКО предлагает прочитать текст в Азбуке про Новый Год. (Дети читают хором)
Задание для 1 ряда:
Во втором предложении найди слова, в которых букв меньше, чем звуков. (Это слова украшают и елка)
Все украшают дома, ставят елки.
- Ребята, какие буквы и в каких случаях дают два звука? (е, е, ю, я - когда стоят в начале слова, после гласной, после Ъ и Ь знака).
Задание для 2 ряда:
В третьем предложении раздели слова на слоги, поставь знак ударения. Какое правило помогает определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Что нужно помнить, когда ставим знак ударения?
(В односложном слове и в слове с «е» ударение не ставим)
Дед Мороз и Снегурочка зайдут в каждый дом и порадуют малышей подарками.
Задание для 3 ряда:
В четвертом предложении подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
А они вместе с родителями споют песенку, которую пели еще наши прабабушки и прадедушки.
- Какие гласные делают впереди стоящий согласный мягким? (е, е, ю, я, и).
- Что мы еще должны помнить, когда выполняем такое задание? (ж, ш, ц - всегда твердые, й, ч, щ - всегда мягкие).
- А знаете ли вы, откуда к нам пришел обычай наряжать елку на Новый Год? Нет, тогда слушайте.
Наш обычай зажигать на Новый год елочные огоньки пришел из далеких времен. И родился он не у нас в России, а у древних обитателей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали возле нее костры и пели песни, плясали, веселились.
Древние люди верили, что в ели живет дух леса, который хранит все живое: растения, зверей, птиц и, конечно же, человека. Чтобы задобрить духов, люди развешивали на елках лакомства! От германцев этот обычай перешел в Скандинавию, Францию и в Россию.
Самый лучший друг и помощник Деда Мороза, как вы думаете кто? (снеговик).
Он приготовил для вас физминутку для глаз.
Физминутка для глаз (электронная)
Снеговик
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто наш следующий гость:
Мы весной ее не встретим,
Она и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Она приходит каждый год.
У нее румянец яркий,
Вся одета в белый мех,
Интересные подарки
Приготовила для всех.
Дружно мы ее встречаем,
Мы большие с ней друзья,
Напоить горячим чаем
Эту гостью нам нельзя.(СНЕГУРОЧКА-картинка на доске.)
Задание от СНЕГУРОЧКИ: прочитайте слова из песенки, подчеркните рифмующиеся слова.
(песня «В лесу родилась елочка». Слова: росла-была, бай-бай - не замерзай.)
Придумайте рифму игрушки -_________,
снежинка - ________
- Дома вы должны были приготовить двустишье на новогоднюю тему. Давайте порадуем Снегурочку
Игра:
Ты катись снежок, как мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого снежок остался
Тот стихи расскажет нам.
Дети читают свои двустишья. (домашняя заготовка)
Это интересно знать.
- До Петра 1 в России существовало два Новых года. Один, так называемый церковный Новый год, отмечался 1 марта ( как и у древних римлян «март»- «марс» считался первым месяцем года по римскому календарю). От этого- то древнего славянского праздника до наших дней дошла традиция зажигать огни на новогодних елках. Другой Новый год назывался гражданским Новым годом и отмечался 1 сентября. Указом от 15 декабря 1699 года Петр 1 установил единый Новый год с 1 января 1700 года. Салют, на 200 орудий во время военного парада 1 января 1700 года известил о начале Нового Года. С тех пор переменились времена и нравы, но елка, веселье на всю ночь прочно вошли в быт людей, встречающих НОВЫЙ ГОД.
- В какое время года – Новый Год? (зимой)
-А во всех ли странах так?
Давайте прочитаем текст на стр. 81.(Дети читают по цепочке)
А вот и следующий наш гость..
Прыг – скок, трусишка!
Хвост – коротышка,
Уши вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето. (заяц)
- Из какой сказки наш заяц?(появляется картинка зайца из сказки Заинькина избушка)
Заинька приготовил для вас физминутку.
Физминутка
Зайцы скачут: скок –скок –скок!
Да на беленький снежок.
Приседают. Слушают, не идет ли волк.
Раз –согнуться. Разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Молодцы, уважили зайчика.
- Ребята, о какой королеве идет речь?
Я королева из страны
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.(Снежная Королева)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА просит отгадать ребусы на стр. 81 азбуки.
ГИРЛЯНДЫ МИШУРА ПОДАРКИ
- Какое слово лишнее? (мишура- ударный третий слог, ед. число)
- Какой предмет лишний? (подарки)
- Какая связь между словами в левой части? Составьте пару слов справа.
На доске:
Елка - большая снежинка - белая, маленькая, резная,
Серпантин - бумажный шарик - стеклянный, красивый, разбитый,
Дождь - золотой мишура - пушистая, длинная, разноцветная,
Снегурочка - добрая Баба Яга - страшная, злая, лохматая.
- Этого героя хоть и называют кровожадным хищником наших лесов, однако, в одной сказке он все же умудрился остаться без хвоста. Кто же это? (ВОЛК-картинка на доске)
- Что желают люди на Новый Год?
ВОЛК предлагает отгадать, кто прислал эти пожелания (стр. 81)
(Чтение пожеланий по учебнику):
Как можно больше хороших друзей
Пусть даже это будут крокодилы.(Чебурашка)
Никогда не бросай своих бабушек и дедушек.
Им без тебя грустно и одиноко(Колобок)
Спокойствие, только спокойствие! И тогда в следующем году тебе напекут много-много булочек.
(Карлсон)
- Первые буквы отгаданных слов подскажут тебе имя следующего героя.
Загадки:
1. Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.(морковь)3. Одета ежом,
А ползет ужом.
Как малина - вкусна.
Что за ягода? (ежевика)4. В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый. (лимон)5. Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И любят меня детки.( яблоко)
После каждой отгадки вывешивается картинка.
ель морковь ежевика лимон яблоко = ЕМЕЛЯ
- Составьте схему этого слова
ЕМЕЛЯ просит прочитать пиктограмму: Я люблю подарки.
- Определите части речи. ( Я - местоимение, люблю- глагол, подарки - сущ.)
- Подберите слово противоположное по смыслу слову люблю- (ненавижу,)
- Подберите слово близкое по смыслу слову подарки-( сладости)
Итог урока.
- Ребята, а почему именно эти герои собрались возле новогоднего костра? (Они герои сказок с зимним сюжетом)
- Ну и в конце, конечно же чудо.( Входит Дед Мороз, поздравляет ребят с наступающим Новым Годом и вручает пригласительные билеты на школьную новогоднюю елку).
- Урок окончен, всем спасибо.