Цели:
- ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека;
- проанализировать типичные правонарушения;
- способствовать формированию у подростков правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности.
Оформление: иллюстрации к сказкам (слайды), DVD кассета с записью музыкальных отрывков из мультфильмов, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
Орг. момент
Мы с вами сегодня совершим необычное путешествие в страну ЗиП, т.е. закон и право, а помогут нам в этом сказочные герои. Готовы ли команды к старту?
I. Приветствие команд.
Команды готовят название, девиз и эмблему.
Наша страна ЗиП – современный город. В нем есть метро, название станций, нам осталось только выбрать сказочный транспорт.
II. «Сказочная эстафета»
(приглашаются по 1 участнику от команды)
Первый игрок: Иванушка из сказки конек-горбунок.
Участник сгибается по пояс. Кладёт мяч или надутый шарик себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать рукой, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии.
Второй игрок: Баба-Яга, ступа и мела.
Участник встает одной ногой в ведро, а в другой держит швабру. В таком положении надо пройти всю дистанцию.
Третий игрок: Емеля из сказки «По щучьему велению», сани самоходы.
Участник садится на санки и проходит дистанцию.
Задача командам: Узнать какое сказочное средство передвижения изобразили участники, и назвать владельцев данного транспорта?
Игра с командами
Вопросы командам ( готовится «Сказочная эстафета»)
- Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (Печка, избушка на курьих ножках, сапоги-скороходы, Сивка-бурка, Серый волк, Конек-Горбунок, сани-самоходы, летучий корабль, ковер-самолет, ступа, помело и т.д.)
- Назовите сказки, где участвуют бабушки («Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка»)
- Назовите числа, наиболее распространенные в сказках. Назовите также эти сказки. («Три толстяка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев», «Белоснежка и 7 гномов»)
III. «Сказка ложь, да в неё намёк» ( приглашаются по 2 участника от команды)
Задание: Разгадать загадки сказочных героев, угадать кто они?
- «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, что во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» (Теремок)
- «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)
- «Нам не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)
- «Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» (Золотой ключик)
- «Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)
- «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)
Игра с командами
(показ слайдов)
Вопросы к командам: Определите какие статьи Декларации прав человека были нарушены героями сказок? (готовится «Сказка ложь, да в неё намёк»)
Вопрос 1. “Подари ты мне девицу, Какие права нарушил царь Дадон? |
Вопрос 2. Из какой сказки этот фрагмент? Какие права здесь нарушены? |
Вопрос 3. Из какой сказки эта иллюстрация? Нарушение какого права изображено на рисунке? |
Вопрос 4. Из какой сказки эта иллюстрация? |
Вопрос 5. Как называется эта сказка? |
Вопрос 6. Какими правами воспользовались герои этих сказок? |
Вопрос 7. Нарушение какого права изображено на рисунке? |
Вопрос 8. Какие права нарушил Иван царевич? |
IV. Конкурс капитанов.
На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны вы с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь.
1. Он очень отважный полицейский.
2. Его партнёр – человек.
3. Он –породистый пёс.
( Комиссар Рекс)1. Он –герой защитник будущего.
2. Он – необычный персонаж.
3. Он – мутант.
(Черепашка – ниндзя)1. Он – круглобокий.
2. Его очень любят дети.
3. Он ушёл от бабушки.
(Колобок)
V. «Юридическая консультация» (приглашаются по 2 участника от команды)
Участникам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.
- В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
- Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
- В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)
- Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
- В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
- В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип « от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплаты труженика. Труженик устроил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде».)
Игра с командами
Видео фрагменты мультфильмов: «Буратино», «Фунтик» ( готовится «Юридическая консультация»)
Вопрос к видео фрагментам: Какие нарушения прав были совершены героями мультфильмов?
VI. «Азбука права»
(приглашаются по 2 участника от команды для решения кроссворда)
- Ребенок имеет право на… (слово из 11 букв)
- Правила поведения людей для совместной и общественной жизни, охраняемые государством? (слово из 5 букв)
- Кто является человеческим существом до достижения 18 летнего возраста? (слово из 7 букв)
- У каждого человека при решении некоторых вопросов есть свое… (слово из 6 букв)
- Это право ребенок получает с момента рождения? (слово из 3 букв)
Игра с командами (готовится «Азбука права»)
Вопрос - Какие волшебные слова мы знаем и постоянно используем? (вопрос для всех)
Конкурс: Что ж, раз вы все так хорошо знакомы с вежливыми словами, тогда по моей вежливой команде, выполняйте задания. Готовы?
Пожалуйста, поднимите правую руку вверх, а теперь левую, похлопайте, пожалуйста….. ущипните соседа слева…
Подведение итогов игры.
Награждение команд в номинации «Знатоки права», «Юридическая консультация», «Следователи».