Тема: Комбинаторика
Цель: формировать представление учащихся о понятии комбинаторика.
Задачи:
Обучающие
- научить решать некоторые задачи комбинаторного типа
Развивающие
- развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Воспитывающие
- формировать и развивать информационное видение окружающего мира;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к результатам интеллектуального труда;
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия):
- компьютерный класс;
- мультимедийный проектор и экран;
- доска;
Ход урока
I. Экспозиция
Проговаривает речитатив
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Урок не математика
А лучше – информатика
Спокойно на уроке
Никто не усидит
А тема наша классная –
Понятие комбинаторика.Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
- Как вы понимаете высказывание «ломать голову»?
Дети: Думать, находить ответы к трудным задачам.
- Этим мы и будем заниматься на уроке.
II. Проверка домашнего задания
Для начала проверим домашнее задание. Дома вы выполняли задание 47. Обменяйтесь тетрадями. Правильный ответ вы видите на экране.
(Задание 47 в тетради. Ключ: яблоня, клен, смородина, сирень.)
III. Разминка
Задача: Весы
Перед тобой весы. На левой чаше лежат арбузы, на правой – гирьки.
А какие – попробуй догадайся.
Минутка релаксации.
IV. Презентация нового материала
Будь внимателен. Определи, что изменилось. Сколько изменений произошло? (8 изменений)
Правильно, молодцы.
- Как называется эта вещь? (комбинезон)
- Как вы думаете почему её так назвали? (скомбинировали брюки и куртку)
- Что значит комбинировать?
Дети….
- Какие однокоренные слова можете назвать к лову «комбинезон».
Дети. Комбинат, комбикорм, комбинация, комплекс.
- Правильно, молодцы. Я бы ещё добавила слово «комбинаторика».
- Знакомо вам это слово? Предположите, что оно может означать? / Не стыдно не знать, стыдно не учиться./ Где можно узнать значение незнакомого слова?
Дети. В толковом словаре.
- Верно. Саше было задание найти в толковом словаре значение двух слов «комбинировать» и «комбинаторика».
- Заслушаем правильный ответ.
«Словарь»
- И так, напоминаю, тема нашего урока «КОМБИНАТОРИКА»
- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться решать задачи комбинаторного типа.
- Решение всех задач будет основываться на сочетании и переборе различных вариантов.
V. Тренировка учащихся по решению комбинаторных задач
- Приступим к решению комбинаторных задач
/Всякое умение трудом даётся./
Задание № 48 в тетради. (Показ мод) На столах у вас лежат костюмы вам необходимо…
Ключ:
а) двумя цветами – КЖ, ЖК (2 варианта);
б) одним цветом – КБ, ЖБ, БК, БЖ, КК, ЖЖ (6 вар.)
«Историческая справка»
- Следующая комбинаторная задача
Задание № 49 в тетради.
Ключ: КЖЗ, КЗЖ, ЗКЖ, ЗЖК, ЖКЗ, ЖЗК (6 вариантов).
Рассуждаем так: « Пусть первая полоска красная, тогда оставшиеся полосы желтая и красная или красная и желтая. Пусть первая полоска зеленая, тогда…».
Динамическая пауза
Прилетела стрекоза, позолочены глаза.
Поглядела влево, вправо, назад, вперед,
Влево, вправо, назад, вперед –
Настоящий вертолет.
- Следующая комбинаторная задача
Задание № 51 в тетради. Пример 123, 132, 213, 231, 312, 321.
VI. Закрепление изученного.
- Следующая комбинаторная задача.
Задание № 50 в тетради.(проиграть)
Ключ: ВПК, ВКП, ПКВ, ПКВ, КПВ, КВП (6 вар.)
Рассуждаем аналогично (также) как в предыдущем номере.
- Решим ещё одну комбинаторную задачу.
Задание № 55 в тетради. (Самостоятельно)
Ключ: а) КК, ЗЗ, КЗ. (КЗ и ЗК одно и то же) б) ККЗ, ЗЗК
VII. Итог урока.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке о видах задач?
- О каком новом разделе математике вы сегодня узнали?
- Какую комбинаторную задачу вам больше всего понравилось решать?
- Герои из какой сказки помогали нам решать комбинаторные задачи?
Эти сказочные герои приготовили для вас домашнее задание.
VIII. Домашнее задание: (по выбору)
- Если вам понравился урок, и вы поняли тему урока, возьмите домашнее задание у Вини Пуха.
Если у вас возникли вопросы или вам что-то непонятно, возьмите домашнее задание у Пяточка.
Задание № 58 в тетради.
Задание № 57 в тетради.
А Кролик оценит вашу работу на уроке. Никите и Саше за отличную работу – красный шарик, за хорошую работу – оранжевый шарик, а остальным – зелёный шарик.
- Спасибо, ребята, за урок мне было очень приятно с вами работать.