Цели разработки дидактического материала:
образовательные:
- формировать умения отличать одну систему счисления от другой;
- формировать практические навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- закрепить навыки работы в координатной плоскости;
развивающие:
- формировать интерес к учению;
- развивать познавательные интересы, творческие способности;
- прививать исследовательские навыки;
воспитательные:
- воспитание активности учащихся;
- привитие навыков самостоятельной работы;
- обеспечение сознательного усвоения материала.
Приобретаемые навыки детей:
- Знать позиционные системы счисления, используемые в ПК;
- Знать правила записи чисел в разных системах счисления;
- Знать и уметь применять правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- Уметь работать в координатной плоскости;
Формы организации работы детей: письменная, индивидуальная.
Технологические особенности:
Оборудование:
- Компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office XP;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- видеоролик: числа в разных системах счисления;
- дидактический материал: карточки с индивидуальными заданиями;
- таблицы степеней 2, 8, 16;
- двоично-восьмеричная и двоично-шестнадцатеричная таблицы.
Пояснительная записка
Тема «Системы счисления» вызывает у учащихся затруднения, так как при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Это не способствует эффективному усвоению материала, и у ребят пропадает интерес к обучению. Для того чтобы этого не произошло, я предлагаю задания творческого характера.
Практика подтверждает, что с помощью одного и того же дидактического материала достигаются разнообразные цели в учебном процессе.
Использование этих материалов на уроках дало положительные результаты: учащимся легче воспринимать сложный материал, а творческие задания вызывают интерес к предмету.
За время работы по этой теме количество дидактических материалов продолжает увеличиваться, потому что виден результат. Школьники с большим интересом выполняют задания, т.к. они носят творческий, исследовательский характер. Учащиеся самостоятельно начинают придумывать различные задания.
Эти материалы можно использовать для учащихся разных классов. В среднем звене – это может быть закреплением при изучении нового материала, а для старшеклассников – это повторение пройденного материала, а также подготовка к ЕГЭ. (При выполнении этого задания в 11 классе необходимо убрать весь наглядный материал и не позволять пользоваться калькулятором, чтобы ученики тренировали свою память). Перед выполнением работы для повторения материала рекомендую предложить ученикам ознакомится с видеороликом (Приложение3), который настроит ребят на творческую работу.
Дидактический материал содержит 10 вариантов. Задания заключаются в построении изображения по заданным координатам. Полученные координаты необходимо соединить в порядке возрастания номера координаты и получить вполне узнаваемую картинку. Каждый вариант содержит 4 подпункта.
Например:
- Вариант 1.1: необходимо перевести координаты точек из 2-ой системы счисления в 10-ую и построить в координатной плоскости изображение.
- Вариант 1.2: необходимо перевести координаты точек из 8-ой системы счисления в 10-ую и построить в координатной плоскости изображение.
- Вариант 1.3: необходимо перевести координаты точек из 16-ой системы счисления в 10-ую и построить в координатной плоскости изображение.
- Вариант 1.4: смешанное задание.
Рисунок во всех четырех подпунктах варианта получится одинаковым.
Дидактический материал расположен в документе WORD (Приложение1).
Ответы к заданиям расположены в документе EXCEL (Приложение2)