Дидактический материал к урокам информатики по теме: "Системы счисления"

Разделы: Информатика


Цели разработки дидактического материала:

образовательные:

  1. формировать умения отличать одну систему счисления от другой;
  2. формировать практические навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  3. закрепить навыки работы в координатной плоскости;

развивающие:

  1. формировать интерес к учению;
  2. развивать познавательные интересы, творческие способности;
  3. прививать исследовательские навыки;

воспитательные:

  1. воспитание активности учащихся;
  2. привитие навыков самостоятельной работы;
  3. обеспечение сознательного усвоения материала.

Приобретаемые навыки детей:

  1. Знать позиционные системы счисления, используемые в ПК;
  2. Знать правила записи чисел в разных системах счисления;
  3. Знать и уметь применять правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  4. Уметь работать в координатной плоскости;

 Формы организации работы детей: письменная, индивидуальная.

Технологические особенности:

Оборудование:

  • Компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office XP;
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • видеоролик: числа в разных системах счисления;
  • дидактический материал: карточки с индивидуальными заданиями;
  • таблицы степеней 2, 8, 16;
  • двоично-восьмеричная и двоично-шестнадцатеричная таблицы.

Пояснительная записка

Тема «Системы счисления» вызывает у учащихся затруднения, так как при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Это не способствует эффективному усвоению материала,  и у ребят пропадает интерес к обучению. Для того чтобы этого  не произошло, я предлагаю задания творческого характера.
Практика подтверждает, что с помощью одного и того же дидактического материала достигаются разнообразные цели в учебном процессе.

Использование этих материалов на уроках дало положительные результаты: учащимся легче воспринимать сложный материал, а творческие задания вызывают интерес к предмету.
За время работы по этой теме количество дидактических материалов продолжает увеличиваться, потому что виден результат. Школьники с большим интересом выполняют задания, т.к. они носят творческий, исследовательский характер. Учащиеся самостоятельно начинают придумывать различные задания.
Эти материалы можно использовать для учащихся разных классов. В среднем звене – это может быть закреплением при изучении нового материала, а для старшеклассников – это повторение пройденного материала, а также подготовка к ЕГЭ. (При выполнении этого задания в 11 классе необходимо убрать весь наглядный материал и не позволять пользоваться  калькулятором, чтобы ученики тренировали свою память). Перед выполнением работы для повторения материала рекомендую предложить ученикам ознакомится с видеороликом (Приложение3), который настроит ребят на творческую работу.

Дидактический материал содержит 10 вариантов. Задания заключаются в построении изображения по заданным координатам. Полученные координаты необходимо соединить в порядке возрастания номера координаты и получить вполне узнаваемую картинку. Каждый вариант содержит  4 подпункта.

Например:

  1. Вариант 1.1: необходимо перевести координаты точек из 2-ой системы счисления в 10-ую и построить в координатной плоскости изображение.
  2. Вариант 1.2: необходимо перевести координаты точек из 8-ой системы счисления в 10-ую и построить в координатной плоскости изображение.
  3. Вариант 1.3: необходимо перевести координаты точек из 16-ой системы счисления в 10-ую и построить в координатной плоскости изображение.
  4. Вариант 1.4: смешанное задание.

Рисунок  во всех четырех подпунктах варианта получится одинаковым.

Дидактический материал расположен в документе WORD (Приложение1).

Ответы к заданиям расположены в документе EXCEL (Приложение2)