Задачи:
- продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
- совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
- воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
- портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
- компьютер,
- ММ проектор,
- экран,
- диск,
- исследовательская работа: “Олени”.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. -Какое было домашнее задание?
А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.
Кокованя-
Дарёнка-
Серебряное копытце-
Автор-
Б) составить рассказ о Серебряном Копытце.( выборочный пересказ)
Задание на карточке.
Впиши нужные слова.
Козлик этот __________________. У него на правой ______________ передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .
В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.
Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.
- Как звали отца Даренки?
А) Григорий
Б) Георгий
В) Гаврила
- На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней
Б) на правой передней
В) на задней правой
- Кошка Муренка была
А) белая
Б) серая
В) бурая
- Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?
А) 1
Б) 2
В) 3
- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?
А) голубого
Б) розового
В) зеленого
Г) Беседа об оленях.
- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? (рисунки)
- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?
-А что говорил про рога Серебряного копытца?
А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей)
Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили , что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…”
Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно! )
Д) Исследовательская работа “Олени”.
3. Работа с текстом
А) Выборочное чтение.
- Рассмотри иллюстрации к тексту.
Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.
- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.
Б) Обобщающая беседа после чтения.
- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?
Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты. (см. Приложение 1)
- Какие они были по характеру?
Г) Задание на карточке.
Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка. Подчеркни.
Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, дружные.
- Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.
(жадной, алчной)
- Мог ли козлик показаться такой старухе?
- А кому из девочек – героинь сказки Одоевского “Мороз Иванович” мог бы показаться козлик Серебряное копытце? Почему? Объясните.( целую горсть серебряных пяточков, на память бриллиант косыночку закалывать).
Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)
О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
Е) Физкультминутка.( под музыку “Лесной олень”)
- Пусть быстрая оленья упряжка помчит нас в тундру, упражнение “Олени”.
- Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)
4. Сравнение сказки и сказа.
А) беседа
- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)
- Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)
- Чем похожи сказка и сказ?
- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?
( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)
Б) Работа с карточками.
Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.
Сказка |
Сказ |
Вымысел |
Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла |
Сказочные герои и события |
Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала |
Сказочные предметы |
Главные герои – рабочие, мастера, добытчики |
Есть волшебные предметы |
|
Есть сказочные герои и события |
|
Рассказчик |
Отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные.
Фольклорная первооснова.
Присутствие рассказчика – человека из народа.
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои - добрые или злые.
Нет рассказчика.
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
Не имеют реальной основы.
Подведение итогов.
- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.
- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?
( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)
5. Беседа о личности писателя.
Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”
- Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?
- Какой наказ дед дал внуку?
- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.
Объясните.
6. Итог урока.
- Какие качества людей привлекают автора?
- Кому открываться сокровища земли?
О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
7. Домашнее задание.
Прочитать с.182- 193, рассказать понравившийся отрывок.
8. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?
- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.