Тема: «Простые механизмы. Рычаг»
Цели урока:
- Вести понятие «простой механизм»;
- познакомиться с принципом действия, назначением и применением простых механизмов,
- выяснить условие равновесия рычага.
- Развитие мышления.
Оборудование: рычаг, блок, ножницы, плоскогубцы, кусачки.
Ход урока
I Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. У нас в школе проходит неделя математики и физики по теме «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». И наш урок сегодня посвящен этой теме. Тема нашего урока: « Простые механизмы. Рычаг».
Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу, рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.
- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?
Да, мы должны на уроке узнать новое, что понимают под «простым механизмом», познакомится с принципом действия, назначением и применением простых механизмов.
Откройте тетради, запишите тему урока (Слайд 1)
II Изучение нового материала.
Как древние строители смогли построить пирамиды в Египте? Ведь Пирамида Хеопса: высота 146,6 м, каждая сторона основания 230 м, каменные блоки 2,5 -15т (Слайд 2)
Физические возможности человека ограничены, поэтому с древних времен человек часто использовал устройства, которые способны преобразовывать силу человека в большую силу.
Приспособления, служащие для преобразования силы, называют механизмами. (Слайд 3)
К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности - блок, ворот; наклонная плоскость и ее разновидности – клин, винт.
Простые механизмы применяются для того, чтобы получить выигрыш в силе, т. е. увеличить силу, действующую на тело, в несколько раз.(Слайд 4)
Рычаг представляет собой твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. На практике роль рычага могут играть стержень, доска, лом и другие предметы
Различают два вида рычагов: (Слайд 5,6)
У рычага 1 го рода точка опоры располагается между линиями действия приложенных сил, а у рычага второго рода она располагается по одну сторону рычага. Рычаг позволяет получить выигрыш в силе. В III в. д. н. э. Архимед открыл правило, по которому находят этот выигрыш в силе.
Как уравновесить действие грузов на рычаг меньшей силой?
Эксперимент: рычаг с грузами с одной стороны и меньшей силой.
Чтобы меньшей силой уравновесить большую, нужно увеличить расстояние от точки опоры до линии действия меньшей силы.
Под плечом силы понимают расстояние от линии действия силы до точки опоры.
Выигрыш, в силе получаемый с помощью рычага определяется отношением плеч приложенных сил.(Слайд 7,8)
Согласно формуле, рычаг находится в равновесии, если отношение сил обратно пропорционально отношению плеч сил.
Как вы думаете, какой можно получить самый большой выигрыш в силе? (Слайд 9-16)
Теоретически: Согласно формуле можно получить сколь угодно большой выигрыш в силе, но в реальности этого не бывает. Как вы думаете почему?
Длина большего плеча ограничена, рычаг имеет определенный вес.
Утверждают, что великий ученый Архимед как – то писал сиракузскому царю Герону: «Если бы была другая Земля, я перешел бы на нее и сдвинул бы нашу землю». «Дайте мне точку опоры и сдвину Землю»
Виды рычагов, наклонных плоскостей.
III. Закрепление
Закончите предложение
- Механизмами называют
- К простым механизмам относятся
- Рычаг представляет собой
- Плечо силы –
- Рычаг находится в равновесии тогда,
IV Решение задач.
№447 Перышкин
№448 Перышкин
V Д/з §55, 56
VI Подведение итогов урока.
Учитель:
Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да! Путь познания не гладок,
И знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!
Выставление оценок
Приложение 2 (презентация в формате SMART Notebook File)