Проблемы обеспечения правильной работы дыхательной системы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков, – неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек,  безусловно, - абсолютная ценность общества, тем более подросток, его  здоровье –  это гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства.
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. И, конечно,  успешность  обучения в школе тоже зависит от здоровья. Это особенно важно понимать сейчас, так как экзамены в форме ЕГЭ и ГИА становятся обязательными: школьнику не просто нужно сидеть 3 часа  в одном помещении, но и продуктивно работать в течение 3 часов. Однако установлено, что сегодня большинство детей школьного возраста  имеют отклонения в здоровье. Так из 665 учащихся  нашей школы 76% имеют 1 и 2 группу здоровья, 15% -подготовительную группу,5% освобождены от занятий вообще, а 4 % имеют освобождение от отдельных видов деятельности. Слабые мышцы спины, плохое зрение, нарушения  работы органов дыхания - все это не позволяет ребенку учиться сосредоточенно, мешает ему быть успешным. Поэтому так много государственных  программ разрабатывается по сохранению здоровья школьников. А что можем сделать мы сами, учителя?

Основная часть

И тут, конечно, разговор идет о здоровьесберегающих  технологиях, режимах  и прежде всего о важности занятий физической культурой.
Ранее бытовало мнение, что людям для поддержания своего здоровья нет нужды в больших физических нагрузках. Однако с течением времени взгляды стали меняться. Уже в конце 70-х годов разрешают бегать даже после инфаркта, говорят, что пульс после нагрузки должен достигать 120 ударов в минуту. В книге Купера «Новая  аэробика» все окончательно поставлено на свои места, объяснена  необходимость  хороших нагрузок, темпа и скорости для современного человека. Это нужно специально объяснять школьникам.
И в самом деле: если  вспомнить, сколько килограммов выдавал пахарь за плугом, или землекоп, или пильщик, или охотник, то, что стоят наши 20-30 минут упражнений? Или даже бега? Нет, для здоровья необходимы достаточные нагрузки. Для сохранения здоровья человека необходима определенная «доза» двигательной активности. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма и сохранения его здоровья, составляет 2880-3840 ккал (в зависимости от возраста, пола, массы тела). Из них на активную мышечную работу должно расходоваться не менее половины  энергозатрат  в сутки. Расчеты основаны на том, что скелетные мышцы в среднем составляющие 40% массы тела, генетически запрограммированы на тяжелую физическую работу. Сегодня, в связи со снижением интенсивности физического труда, дефицит энергозатрат, необходимых для поддержания высокого уровня физического развития, составляет  500-750 ккал в сутки.

Школьник, находясь, по 5-7 часов в школе  имеет, наоборот, ограничения в двигательной активности:  обездвиженность на уроках (физминутка – 5 мин, 2 урока физической культуры в неделю), тихие переходы из кабинета в кабинет, завтраки и обеды в столовой, в лучшем случае, а в худшем - булочка в буфете. Энергозатраты  составляют, видимо, еще меньшее число калорий. Большинство учащихся, особенно классов с углубленным изучением отдельных предметов, лицейских классов еще и после уроков много времени проводят за столом. Итак, 6 уроков, 2 спецкурса, 3 часа домашних занятий, неправильное питание, московская экология – и мы имеем не просто группу ослабленных детей, а группу детей, которые большую часть времени болеют. Так из 26 учащихся 11 класса, класса достаточно сильного, успешного,   1-2 раза в месяц пропускают  занятия по болезни 3 учащихся, регулярно посещают врача и проходят обследования 5 учащихся, 3 учащихся более 2 недель, расторможены, имеют трудности в концентрации внимания -5 учащихся, не умеют быстро включиться в работу 5 человек.

Очевидно, что  компенсировать недостаток  энергозатрат необходимо и возможно это только в ходе специально организованных занятий  физической культурой и спортом. Важно, что это понимает педагогическое сообщество.
Очень своевременно введена зарядка перед началом урока: она позволяет организовать деятельное включение в урок, мотивировать учащихся на совместную работу, помогает  отрабатывать умение координированно двигаться в группе, обеспечивает ритм и темп, необходимый для эффективного начала урока.
Однако таких двигательных моментов в течение дня слишком мало, чтобы успели дети снять мышечную усталость и самое главное - обеспечили  вентиляцию легких. Ведь быстрая утомляемость на уроке - следствие недостаточная работы сердечной мышцы, недостаточного снабжения кислородом различных органов.

Из всех органов и систем при физической тренировке наиболее  уязвимым является сердце. Именно на его функции и нужно ориентироваться при наращивании нагрузок у практически здоровых людей. Важнейшее правило тренировки – постепенность наращивания  силы и длительности нагрузок. Применительно к физкультуре нужно помнить, что физическая нагрузка оказывает воздействие на все органы и системы, причем тренировочный эффект развивается с разными скоростями.

Для некоторых органов его трудно учесть. Поэтому темп наращивания нагрузок и продолжительности должен выбираться с должным запасом, с «перестраховкой», чтобы ориентироваться на самые «медленные» органы. Кривая наращивания нагрузок приближается к S-образной. При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3-5% в день к достигнутому, потом, после достижения высоких показателей, наращивание снова идет по затухающей. Верхних пределов возможностей достигать не нужно, они вредны для здоровья. Если есть какой-нибудь больной орган, то его реакция на нагрузку должна учитываться наравне с сердцем, а иногда и в первую очередь. Однако чаще всего это касается выбора типа упражнений, а не интенсивности общей нагрузки. Любая тренировка должна проходить под постоянным контролем измерения тренируемых функций. Тренировка может  преследовать различные частные цели, и в зависимости от них меняется методика.

В школе сегодня большинству  детей необходимо тренировать сердечнососудистую систему, чтобы противостоять «болезням  цивилизации» - общей детренированности, утомляемости. Единственный орган, который действительно подвергается опасности при физических нагрузках у нетренированного человека – сердце. Однако при соблюдении самых элементарных правил и эта опасность  минимальна, если человек еще не страдает заболеваниями сердечнососудистой системы.
Учитель физической культуры должен четко представлять, у кого из детей есть ограничения по зрению, по нагрузкам, кто не выдерживает общую нагрузку урока. Если есть сомнения, неуверенность и страх за последствия занятий, нужно посоветоваться с врачом. Главное  – в постепенном наращивании нагрузок. Ни в коем случае нельзя спешить стать здоровым!

Приступая к тренировкам необходимо четко представлять, что могут школьники, поэтому необходима проверка исходной тренированности. Я, считаю, что эффективно это исследование может провести сам учитель.
Уровень тренированности  определяется по уровню работоспособности сердечнососудистой и дыхательной систем, то есть по состоянию «подсистемы газообмена». Самая грубая предварительная оценка – по одышке при подъеме на лестницу, а также измерение пульса перед подъёмом и после подъёма по лестнице. Начальное измерение пульса в спокойном состоянии:  ЧСС - норма 60-70  раз/мин. Измерение пульса после подъёма на 3 этаж в спокойном темпе: ЧСС -  норма 90-110  раз/мин., фактически только  у 10% учащихся.

Проведенное исследование  показало, что к тренировке сердечно - сосудистой системы надо подходить очень осторожно: показатели  ЧСС в начале урока    60-90 сек./мин., а после  3 минут бега по залу, в среднем  -  165-184 сек./мин., только у 4 чел из 25 показатели после бега - норма.  Проблема натренированности  учащихся очевидна, решать ее надо постепенно и обязательно с привлечением родителей.

Учителем же в зависимости от результатов исследований подбирается соответствующий комплекс занятий. Но самое главное организуется систематическая  тренировка сердечнососудистой системы.
Исследование объема легких наших школьников в  ходе проведения пробы с задержкой дыхания показывает, что 40% учащихся имеют проблемы с дыхательной системой.
Учащимся предложено после вдоха сделать выдох и определить время максимальной задержки дыхания. Эта задержка называется апноэ. Чем выше устойчивость организма к кислородной  недостаточности, тем выше апноэ. Апноэ  на выдохе оценивается по трехбалльной системе: менее 34 сек.- неудовлетворительно,  35-39 сек. Удовлетворительно, более 40 сек.- хорошо. Получились  следующие результаты: 57% -хорошие результаты,19%- удовлетворительно, 23% .-неудовлетворительно,  имеют проблемы с дыханием.

Показателем общей выносливости и физической работоспособности следует считать величину максимального потребления кислорода (МПК).  Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья. Величина МПК   характеризует количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (за 1 мин.)    Величина МПК зависит, в основном, от двух факторов состояния  кислородтранспортной (сердечнососудистой)   системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород.  

Был проведён  Гарвардский степ – тест.

Во время тестирования ученик  поднимается на скамеечку высотой 30 - 45 см. и спускается с неё примерно 30 раз в минуту в течение 5 минут. При выполнении теста руки совершают те же движения, что и при обычной ходьбе. Подъём и спуск выполняют с одной и той же ноги, вторая  приставляется, выпрямляются ноги и спина, то есть фиксируется вертикальное положение. Для определения МПК этим методом необходимо знать: мощность работы – W(к./Гм/мин.); пульс в работе – H (уд/мин.). Мощность работы вычисляется по формуле: W= phnR. Где p- вес человека,h-высота скамейки,n-количество подъёмов ( циклов),R- возрастной коэффициент. После выполнения теста подсчитывают пульс  в  первые 10 сек. восстановления, он должен быть в пределах 130-160 уд/мин.

При исследовании учащихся 3 класса были выявлены следующие результаты: состояние максимального потребления кислорода  в неудовлетворительном  состоянии    у  84 % учащихся  класса.  Значит, что в школе необходимо эти проблемы решать комплексно, организуя и специальные физические упражнения.

Заключение

К сожалению, в наш век – век открытий и достижений проблема заболеваний дыхательной системы стоит на одной из первых мест. Одна из причин – это наша несовершенная система вентиляции в школьном помещении. Кабинеты,  расположенные  с солнечной стороны, оснащены  вентиляционной системой, которая сушит  воздух. А по гигиеническим  нормам относительная влажность для школьных помещений должна составлять 30-60%.Отсутствие достаточной влажности в помещении, пагубно  сказывается на правильной вентиляции лёгких у детей. Так же не совершенная система вентиляционных отверстий  (это форточки, фрамуги) по истечению срока  эксплуатации устарели и  не всегда возможно ими воспользоваться. Но  это не единственная проблема, которая волнует. Современное поколение детей имеет отклонения в развитии дыхательной системы и из-за  малоподвижности, и из-за раннего потребления никотина.
Организуя просветительскую работу среди учащихся и их родителей, мы, учителя физической культуры , подключаем учителей- предметников к организации конкретных физических упражнений и перед уроком, и в ходе урока.
Некоторые упражнения из дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

  1. Положение тела свободно – поворот головы направо, налево с активным вдохом как бы нюхать воздух, коротко активно, о выдохе не думать, ритм 1 сек.
  2. Поднимаем поочередно, то правую то левую ногу сгибая в колене, вдох одновременно с подъемом ноги.
  3. Наклон головы вверх с одновременным вдохом, руки ладонями вниз и навстречу друг другу, как бы обнимая плечи, ритм 1 сек.
  4. Наклоны – глубина по состоянию здоровья. Руки висят впереди тела, при наклоне вдох, руки немного сгибаются в локтях.
  5. Наклоны головы к плечу, при наклоне вдох.

При физических нагрузках возрастание легочной вентиляции связано с усилением амплитуды движения диафрагмы. Этот факт благоприятно отражается и на состояние других органов. Так сокращаясь при вдохе, диафрагма давит на печень и другие органы, способствуя оттоку из них венозной крови и поступлению ее в правые отдела сердца. При выдохе диафрагма поднимается, облегчая приток артериальной крови к органам брюшной полости и улучшая их питание и работу. Таким образом, диафрагма является как бы вспомогательным органом кровообращения для органов пищеварения. Именно этот механизм – своеобразный мягкий массаж, имеют в виду специалисты лечебной физкультуры, рекомендуя некоторые упражнения дыхательной гимнастики для лечения органов пищеварения.

Впрочем, индийские йоги с давних пор лечат заболевания желудка, печени и кишечника дыхательной гимнастикой, эмпирически установив целебное ее действие при многих недугах органов брюшной полости. Дыхательные упражнения как часть общеукрепляющих и развивающих занятий могут использоваться и для снятия нервно-психического напряжения, умственных и физических перегрузок и как средство для стимулирования общей и умственной работоспособности. Они могут служить средством для отвлечения, переключения и выравнивания эмоционального состояния.

Каждый учитель предметник должен помнить, что многое он может сделать и на своем уроке: режим проветривания обязателен - истина, в жарком классе работать вредно - истина. Во время урока необходимо обеспечить скоординированную подвижность, заранее спланировать двигательную активность для того, чтобы обеспечить так необходимое вентилирование легких. Учитель должен понимать, что  подросток на уроке вертится потому, что ему нечем дышать или у него устали мышцы спины. Ученику  физиологически необходимо движение, а учитель допустил ошибку и не заложил на уровне конспекта урока это движение: поворот туловища во время передачи тетради для взаимопроверки, выхода к доске, лишний вздох во время ответа стоя, чередование более сильных вдохов и выдохов во время  хорового чтения или бубнящего чтения, смена поз во время слушания и письма, чтения и т.д. Необходимо, чтобы каждый учитель признал как истинное утверждение: неподвижный во время урока ученик - это плохо.