Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Закрепление знаний о словах, отвечающих на вопрос: кто? что? что делает?"

Разделы: Начальная школа


Тема: Закрепление знаний о словах, отвечающих на вопрос кто? что? что делает?

Цель: Закрепить знания данной темы, уметь отличать предметы по вопросу, от действий предметов. Находить в предложениях главные члены, развивать речь, красивое письмо. Учить бережному отношению к природе.

Оборудование: Картина «Весна», стихотворения о весне

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие к учащимся.

2. Сообщение темы и цели урока.

3.Введение в тему урока.

- Сегодня урок необычный, мы отправляемся в путешествие по лесу. Но для этого нужно отгадать загадку.

Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?   
(весной)



- Правильно. Вот пришла к нам красавица весна и приглашает в путешествие. Пожалуйста, назовите весенние месяцы.
- Какой сейчас весенний месяц?  (апрель)

Апрель, апрель!
На дворе звонит капель.

- А вы знаете, что обозначает слово апрель?

Апрель – означает «теплый, солнечный» в древние времена этот месяц называли «цветень».

4. Минутка чистописания.

- Ребята, а вы знаете какой голос у весны? Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. (звучит музыка)
- С какого звука начинается слово весна?

Вот сегодня мы и будем красиво писать эту букву.

5. Показ и объяснение написания буквы «В»

6. Письмо учащимися буквы «В»

С приходом весны проснулся жук-буквоед и обглодал буквы в написанных словах.

Догадайтесь, какие это слова?
Весна   -   вода    -   ветерок
Весны   -  воды  -   ветра

Итог: Молодцы, старались красиво написали слова, угадали и подобрали проверочные слова. При дальнейшей работе в тетради вы не должны забывать о правильном и красивом письме.

7. Наблюдение над словами, которые отвечают  на вопрос кто? что?

-У весны забот не мало.

Полюбуйся! Весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят. (задание выполняется у доски)

Что?                                                    Что делает?
Весна                                                   наступает
День                                                     утопает
Ручьи                                                   шумят

Итог: молодцы! А теперь скажем весне, почему эти слова отвечают на вопрос что? и что обозначают?

- Почему эти слова отвечают на вопрос что делает?
- С этим заданием справились, и весна приглашает дальше в путешествие.

8. Словарное домино.

- Весна приготовила слова, но ветер-шалун подул и сдул несколько букв. Ваша задача к слову с пропущенной буквой, подставить карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове.

Заяц, медведь, лисица, собака, медведица.

м.дведь  за.ц  л.сица  с.бака  м.дведица я  е  и  о

- Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Почему?

Итог: молодцы, знаете словарные слова.

9.Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос кто?

- Ребята,  какие звери уже встретили весну? (картинки)
Кто?

Медведь
Лиса
Заяц
Медведица

- А что они могут делать в это время года?

Ревет
Линяет
Грызет
Кормит

Самостоятельно записать.

10. Проверка самостоятельной работы.

Итог:

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? Что они обозначают?

Физминутка

Пойка, подпевайка
7 птичек стайка
Эта птичка воробей
Эта птичка соловей
Эта птичка совушка, сонная головушка
Это утка
Это стриж
Это развеселый чиж
Ну, а это злой орлан
Птички, птички по домам.

- Что делают птицы? Кто видел? Как будете вести себя в лесу?

  1. Не кричать, не шуметь, не разорять муравейники.
  2. Не разводить костры.
  3. Не пугать птиц, нельзя подходить близко к гнездам, трогать яйца и птенцов птиц.

11.Наблюдение над лексическим значением слова.

Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый.
Он сверкает и дрожит.
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.

- Какую картинку вы себе представляли?
- Прочитайте слова, отвечающие, на вопрос что делает?
- Как вы понимаете смысл слов «солнце смеется»?
- Спишите предложение, в котором говорится о солнце. Подчеркните слово солнце одной чертой, а слова ,отвечающие на вопрос что делает двумя чертами.
- Допишите, используя слова из стихотворения: ручей (что делает?) .(льется, сверкает, дрожит, бежит.)
- Какие еще слова, обозначающие действие предмета, вы можете добавить?

Итог: Умеете выбирать научные слова.

Солнышко пригрело землю, и конечно появились первые цветы.

- Посмотрите на этот цветок.
- Что это за цветок?
- Да, мы привыкли его так называть, но правильно он называется  прострел или сон трава. Врачи доказали, что есть вещества обладающие успокаивающим действием.

Итог: Цветы нельзя рвать охапками они на грани исчезновения.

12. Описание картины.

- Посмотрите, какую картину нарисовала весна ?(звучит музыка)
- Закройте глаза и представьте, что вы очутились в красивом месте?
- Расскажите, что вы увидели и услышали?

Шумная весна, весенние ручьи, набухают почки, теплый ветер, оденется лес, зацветут первые цветы.
- А какие вы почувствовали запахи?
Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи, прелые листья и нагретая кора.

Итог: Чему учились?