Методическая разработка урока по физике в 8-м классе по теме: "Электрические явления"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • повторить и обобщить знания по теме: “Электрические явления”;
  • формирование умений самостоятельно применять знания на практике;
  • продолжить формирование у учащихся способности к адекватному самоконтролю;
  • воспитание культуры труда, самостоятельности и творчества в коллективно-трудовой деятельности.

Оборудование: вольтметр, амперметр, соединительные провода, резистор, источник питания, ключ.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
  3. Обобщение, систематизация и само-коррекция знаний.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Информация о домашнем задании.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Добрый день!

Сегодня наш урок пройдет в игровой форме и я вас попрошу разделиться на две команды.

II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе.

Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира.

Но дорога к вершине не легкая, вам предстоит несколько испытаний, преодолевая которые, узнаете, насколько хорошо вы подружились с электричеством.

Вы расположились за рабочими местами на две команды. И вам предстоит преодолеть семь препятствий.

И так, готовы! Тогда в путь.

III. Обобщение, систематизация и само-коррекция знаний.

1 препятствие.

Перед вами находятся две кнопки звукового экзаменатора опережения ответа. По одному представителю от каждой команды приглашаются к экзаменатору. И тот, кто после заданного вопроса первым нажмет кнопку, имеет право на ответ. Если ответ не верный, то право ответа на вопрос переходит представителю другой команды.

Вопросы:

  1. Единица силы тока (ампер).
  2. Какие физические свойства металлов вы знаете (электропроводность, намагничиваемость, тепловое расширение).
  3. Что называют электрической цепью (источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединенные между собой проводниками).
  4. Прибор для измерения силы тока (амперметр).
  5. Упорядоченное движение заряженных частиц (электрический ток).
  6. Единица измерения напряжения (вольт).
  7. Наука о получении и применении электрической энергии в практических целях (электротехника).
  8. Единица электрического сопротивления (Ом).
  9. Амперметр включается в электрической цепи (последовательно).
  10. Прибор для измерения электрического напряжения (вольтметр).
  11. Какое соединение потребителей электрической энергии применяется в жилых помещениях (параллельное).
  12. Какой основной закон применяется в электрической цепи (закон Ома).
  13. Чтобы в электрической цепи проходил ток, цепь должна быть (замкнута).
  14. Какие вещества называются диэлектриками (вещества у которых заряды не могут двигаться в электрическом поле).
  15. Буквенное обозначение электрического сопротивления? (R).
  16. Ток в металлах - это упорядоченное движение … (электронов).
  17. Устройство, преобразующее какой - либо вид энергии в электрическую (источник тока).
  18. Как подключается вольтметр к участку в электрической цепи? (параллельно).
  19. Устройство для преобразования электрической энергии в механическую работу (электрический двигатель).
  20. Прибор для измерения электрического сопротивления (омметр).
  21. Буквенное обозначение силы тока? ( I ).
  22. Какой буквой обозначается электрическое напряжение? ( U ).
  23. Как зависит сила тока от напряжения (прямо пропорционально).

2 препятствие.

Вам представлены графические условные обозначения элементов, применяемые на схемах. Напишите, как они называются.

Задание для 1- ой команды

Условное обозначение

Название

 

 

 

 
 

 

 
 

Задание для 2-ой команды

Условное обозначение

Название

 

 
 
 
 
 
 
   

3 препятствие.

Найдите закономерность в заданных терминах: вольт, омметр, заряд, ампер, кулон, напряжение, амперметр, Ом, электроскоп, вольт, сопротивление, сила тока и распределите их в три группы.

4 препятствие.

Составьте формулы из заданных обозначений физических величин. Обозначения должны быть использованы все без повторений.

Задание для команд

I

R

1/R1

1/R2

U

I

U

1/R

R

R1

I

R

P

R2

R

1/R3

5 препятствие.

Практическая работа.

Задание 1 команде.

Соберите цепь из источника тока, ключа, амперметра, вольтметра и двух последовательно соединенных резисторов. Вычислите общее сопротивление резисторов.

Задание 2 команде.

Соберите цепь из источника тока, ключа, амперметра, вольтметра и двух параллельно соединенных резисторов. Вычислите общее сопротивление резисторов.

Известно, что электрический ток может быть не только полезным для человека, но и представляет серьёзную опасность. Поэтому во избежание травматизма при выполнении практической работы необходимо соблюдать правила безопасности.

6 препятствие.

Вычислить неизвестную величину в одной цепи и подставить её в другую цепь, чтобы можно было вычислить неизвестную величину в этой цепи и т. д.

7 препятствие.

Разгадайте кроссворд:

1.Вещество, не проводящее электричество.
2. и 6. Учёные, опыты которых доказали существование электрона и позволили измерить его заряд.
3. Сообщение телу электрического заряда.
4. и 5. Частицы, из которых состоит ядро атома.
7. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.
8. Распространенная профессия связанная с электричеством.
9. Одно из веществ, испускающих альфа-частицы.

Ответы: 1. Диэлектрик. 2. Милликен. 3.Электризация. 4.Нейтрон. 5. Протон. 6. Иоффе. 7. Ион. 8. Электрик. 9. Радий.

IV. Подведение итогов урока.

Подведем итог. Посчитаем, сколько баллов набрала каждая команда и объявим победителя.

V. Информация о домашнем задании.

Подготовить сообщение “Людям каких профессий нужны знания по электричеству”