Цель урока:
- повторить и обобщить знания по теме: “Электрические явления”;
- формирование умений самостоятельно применять знания на практике;
- продолжить формирование у учащихся способности к адекватному самоконтролю;
- воспитание культуры труда, самостоятельности и творчества в коллективно-трудовой деятельности.
Оборудование: вольтметр, амперметр, соединительные провода, резистор, источник питания, ключ.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
- Обобщение, систематизация и само-коррекция знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Добрый день!
Сегодня наш урок пройдет в игровой форме и я вас попрошу разделиться на две команды.
II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира.
Но дорога к вершине не легкая, вам предстоит несколько испытаний, преодолевая которые, узнаете, насколько хорошо вы подружились с электричеством.
Вы расположились за рабочими местами на две команды. И вам предстоит преодолеть семь препятствий.
И так, готовы! Тогда в путь.
III. Обобщение, систематизация и само-коррекция знаний.
1 препятствие.
Перед вами находятся две кнопки звукового экзаменатора опережения ответа. По одному представителю от каждой команды приглашаются к экзаменатору. И тот, кто после заданного вопроса первым нажмет кнопку, имеет право на ответ. Если ответ не верный, то право ответа на вопрос переходит представителю другой команды.
Вопросы:
- Единица силы тока (ампер).
- Какие физические свойства металлов вы знаете (электропроводность, намагничиваемость, тепловое расширение).
- Что называют электрической цепью (источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединенные между собой проводниками).
- Прибор для измерения силы тока (амперметр).
- Упорядоченное движение заряженных частиц (электрический ток).
- Единица измерения напряжения (вольт).
- Наука о получении и применении электрической энергии в практических целях (электротехника).
- Единица электрического сопротивления (Ом).
- Амперметр включается в электрической цепи (последовательно).
- Прибор для измерения электрического напряжения (вольтметр).
- Какое соединение потребителей электрической энергии применяется в жилых помещениях (параллельное).
- Какой основной закон применяется в электрической цепи (закон Ома).
- Чтобы в электрической цепи проходил ток, цепь должна быть (замкнута).
- Какие вещества называются диэлектриками (вещества у которых заряды не могут двигаться в электрическом поле).
- Буквенное обозначение электрического сопротивления? (R).
- Ток в металлах - это упорядоченное движение … (электронов).
- Устройство, преобразующее какой - либо вид энергии в электрическую (источник тока).
- Как подключается вольтметр к участку в электрической цепи? (параллельно).
- Устройство для преобразования электрической энергии в механическую работу (электрический двигатель).
- Прибор для измерения электрического сопротивления (омметр).
- Буквенное обозначение силы тока? ( I ).
- Какой буквой обозначается электрическое напряжение? ( U ).
- Как зависит сила тока от напряжения (прямо пропорционально).
2 препятствие.
Вам представлены графические условные обозначения элементов, применяемые на схемах. Напишите, как они называются.
Задание для 1- ой команды
Условное обозначение |
Название |
|
|
Задание для 2-ой команды
Условное обозначение |
Название |
|
|
3 препятствие.
Найдите закономерность в заданных терминах: вольт, омметр, заряд, ампер, кулон, напряжение, амперметр, Ом, электроскоп, вольт, сопротивление, сила тока и распределите их в три группы.
4 препятствие.
Составьте формулы из заданных обозначений физических величин. Обозначения должны быть использованы все без повторений.
Задание для команд
I |
R |
1/R1 |
1/R2 |
U |
I |
U |
1/R |
R |
R1 |
I |
R |
P |
R2 |
R |
1/R3 |
5 препятствие.
Практическая работа.
Задание 1 команде.
Соберите цепь из источника тока, ключа, амперметра, вольтметра и двух последовательно соединенных резисторов. Вычислите общее сопротивление резисторов.
Задание 2 команде.
Соберите цепь из источника тока, ключа, амперметра, вольтметра и двух параллельно соединенных резисторов. Вычислите общее сопротивление резисторов.
Известно, что электрический ток может быть не только полезным для человека, но и представляет серьёзную опасность. Поэтому во избежание травматизма при выполнении практической работы необходимо соблюдать правила безопасности.
6 препятствие.
Вычислить неизвестную величину в одной цепи и подставить её в другую цепь, чтобы можно было вычислить неизвестную величину в этой цепи и т. д.
7 препятствие.
Разгадайте кроссворд:
1.Вещество, не проводящее электричество.
2. и 6. Учёные, опыты которых доказали
существование электрона и позволили
измерить его заряд.
3. Сообщение телу электрического заряда.
4. и 5. Частицы, из которых состоит ядро атома.
7. Атом, потерявший или присоединивший один
или несколько электронов.
8. Распространенная профессия связанная с
электричеством.
9. Одно из веществ, испускающих альфа-частицы.
Ответы: 1. Диэлектрик. 2. Милликен. 3.Электризация. 4.Нейтрон. 5. Протон. 6. Иоффе. 7. Ион. 8. Электрик. 9. Радий.
IV. Подведение итогов урока.
Подведем итог. Посчитаем, сколько баллов набрала каждая команда и объявим победителя.
V. Информация о домашнем задании.
Подготовить сообщение “Людям каких профессий нужны знания по электричеству”