Цели данной программы: на основе учета индивидуальных особенностей, содействовать в выборе областей деятельности, предоставить возможность осуществить профессиональную пробу. Результатом должна стать уверенность в правильности или неправильности выбора.
Задачи:
- Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
- Формирование творческого отношения к выбору трудовой деятельности.
- Воспитание трудолюбия, коллективизма.
- Развитие мышления и творческих способностей.
- Формирование у учащихся желания и умения самостоятельной работы с дополнительной литературой.
- Уважительное отношение к любой профессии.
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из 5 разделов, каждый из которых раскрывает их значимость, одновременно знакомит и с трудностями, с которыми придется столкнуться, если выбрать данную профессию. Идет знакомство и с учреждениями, где подготавливаются данные специалисты.
По курсу предусмотрено много экскурсий, во время которых учащиеся реально знакомятся с той или иной специальностью. Ряд занятий будет проведен с приглашением специалистов изучаемых профессий.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные профессии, изучаемые в данном курсе.
- Основные группы профессий.
- Требования, предъявляемые к качествам личности работника.
- Диагностические данные по принадлежности к одному из пяти типов профессий.
Учащиеся должны уметь:
- Находить в себе качества, присущие данному типу профессий.
- Проводить самоанализ профессиональной пригодности.
- Работать в коллективе, проявлять чувство товарищества.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1 |
Введение |
|
Карта мира профессий. |
1 |
|
Глава I. Растения и человек. |
8 |
|
1 |
Агроном. Отрасли, в которых встречается данная профессия. |
2 |
2 |
Зеленое строительство. |
2 |
3 |
Прекрасная земля, а на ней человек. |
2 |
4 |
Экскурсия в городскую теплицу. |
2 |
Глава II. Человек и животные. |
8 |
|
1 |
Для тех, кто любит животных и машины. |
2 |
2 |
Профили с приставкой “ЗОО”. |
2 |
3 |
“Айболит” для животных. |
2 |
4 |
Для тех, кто хочет совершить открытие в науке. |
2 |
Глава III. Наука о живом. |
6 |
|
1 |
Наука о веществах, входящих в состав живых организмов. |
2 |
2 |
О тех, кто использует изобретение Антонио Ван Левенгука. |
2 |
3 |
Наука о “доме”. |
2 |
Глава IV. Лес и человек. |
4 |
|
1 |
Хозяин леса и его помощники. |
2 |
2 |
Экскурсия в лесхоз. |
2 |
Глава V. Обобщение по курсу. |
4 |
|
1 |
Практическое занятие: “Презентация профессий”. |
2 |
Резервное время. |
3 |
Основное содержание программы.
1. Введение.
Ознакомление с программой курса. Вводное тестирование “Твоя будущая профессия”. Практическая работа. Составление карты “Мир профессий”.
2. Растения и человек. – 8 часов.
- Историческое возникновение земледелия. Профессия агроном. Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелеными растениями. Ученые агрономы.
- Специальности: агроном-почвовед, агроном-агрохимик, агроном по защите растений, агроном-растениевод и т.д.
- Декоративное цветоводство, его традиции. Этапы и принципы зеленого строительства.
- Озеленитель, цветовод-декоратор, сады и парки – синтез природы и искусства.
- Ботаника – одна из фундаментальных и старейших наук. Отрасли ботаники: геоботаника - значение данной науки в практической деятельности человека, связь со множеством других профессий.
- Возникновение новой профессии геоботаник-эколог.
- Специфика работы физиолога растений.
- Экскурсия в теплицу. Знакомство с профессией оператор, агроном-цветовод, техник-дизайнер. Практическая работа. Составление отчета, “Какие знания и умения могут мне пригодиться в данных профессиях?”
3. Животные и человек – 8 часов.
- Знакомство с профессией оператор животноводческого комплекса, оператор машинного доения, приготовление кормов. Особенности данных профессий.
- Современные технологии по производству молока и мяса.
- Профессии зоотехника и зооинженера. Генетика. Математические методы, применяемые в зооинженерии, необходимость знаний экономических наук.
- Экскурсии в ветлечебницу.
- Знакомство с профессиями: лаборант, ветврач, ветеринарный фельдшер. Наблюдения за их деятельностью. Составление отчета качества, которыми должен обладать человек данной профессии. Органы, участвующие в работе.
- Традиционные научные направления зоологии: сравнительная анатомия, систематика, экология животных. Новые направления в зоологии. Этология – наука о поведении животных. Биоакустика, протистология, арахнология, энтомология, териология.
- Подробное знакомство с профессиями энтомолог, гидробиолог. Необходимые качества специалистов данных профессий. Комплектность данных наук.
- Практическая работа “Начни с малого”. Практикум “Экология моего города” (Предлагается учащимися несколько проектов).
4. Наука о живом – 6 часов.
- Знакомство с биохимией – сравнительно молодой наукой. Современное состояние биохимии. Перспективность развития, сложность работы, многогранность профессии.
- Микробиология, ее использование в сельском хозяйстве.
- Цитология. Культивирование вне организма клеток животных и растительных организмов.
- Связь цитологии и микробиологии с биохимией и с методами математического анализа.
- Необходимость тренировки зрительной памяти, умения анализировать, навыков рисования как качеств необходимых для специалистов данных профессий.
- Экология как наука. Профессии, связанные с данной наукой. Задачи современной экологии. Суть работы эколога. Научно-исследовательская деятельность. Определенные профессиональные требования.
5. Лес и человек – 4 часа.
- Лес – творение человеческих рук. Лесник – первая рабочая должность лесной охраны. Лесной хозяин.
- Техник и инженер лесного хозяйства. Лесоустроительные экспедиции.
- Юные помощники леса.
- Создание “школьных лесничеств”.
- Экскурсия в лесхоз.
- Знакомство со структурой лесхоза. Беседы со специалистами лесного хозяйства (главный лесничий, инженер лесного хозяйства).
6. Обобщающий урок “Презентация профессий” - 2 часа.
Литература для учащихся.
- Акимушкин И.Н., “Мир животных”. М.: Молодая гвардия, 1992
- Банников А.Г., Флинт Б.Е. “Мы должны их спасти”.
- Бобров Р.В. “Беседы о лесе”. М.: Молодая гвардия, 1982
- Вент Ф. “В мире растений”. М.: Мир, 1972
- Грижемек Б. “Дикое животное и человек”. М.: Мысль, 1982
- Лаптев Ю.П. “Рассказы о полезных растениях”. М.: Недра, 1983
- Реймес Н.Ф. “Азбука природы” М.: Знание, 1980
- Цигнер А.В. “Занимательная ботаника”. М.: Советская наука, 1954
Литература для учителя.
- Акимушкин И.Н., “Мир животных”. М.: Молодая гвардия, 1992
- Банников А.Г., Флинт Б.Е. “Мы должны их спасти”.
- Бобров Р.В. “Беседы о лесе”. М.: Молодая гвардия, 1982
- Вент Ф. “В мире растений”. М.: Мир, 1972
- Грижемек Б. “Дикое животное и человек”. М.: Мысль, 1982
- Дежкин В.В. “Беседы об экологии”. М.: Молодая гвардия, 1975
- Лаптев Ю.П. “Рассказы о полезных растениях”. М.: Недра, 1983
- Разумович М.Б. “Занимательная физиология”, Минск, 1962
- Реймес Н.Ф. “Азбука природы” М.: Знание, 1980
- Цигнер А.В. “Занимательная ботаника”. М.: Советская наука, 1954