«Хорошая книга – твой друг на всю жизнь».
I. Сегодня мы отправляемся в путешествие в Литературную страну. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание и память, а также взаимовыручка.
В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе.
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.Книгу всем понятную,
Умную, занятную
Мальчики и девочки,
Все читать хотят!Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок –
Просит книжку показать.Книг заветные страницы
Помогают людям жить –
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
II. Итак, отправляемся в путешествие. Для того, чтобы попасть в Литературную страну, надо открыть заветную дверь, для этого быстро ответить на разные вопросы.
(Доска закрыта и скреплена нарисованным замком)
1. Разминка (по очереди каждой команде задаются вопросы)
- Как звали трёх былинных богатырей? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).
- Волшебница, исполнявшая желания Емели? (щука)
- Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? («Колобок»)
- Кто на поле нашёл денежку? (Муха Цокотуха)
- Кому на завтрак послали кусочек сыра? (вороне)
- Итальянский Буратино? (Пиноккио)
- Кто помог девочке выручить своего братца, унесённого гусями? (печь, яблоня, речка)
- И Мазай, и Пихто – кто они? (дед)
- Из какого металла был сделан андерсоновский стойкий солдатик? (олово)
- Как называется сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозко» – русская народная сказка, «Мороз Иванович» - автор В.Одоевский)
Молодцы, ответили на все вопросы. Дверь в заветную страну открылась. Но путешествовать по Литературной стране могут только литературные герои и те, кто хорошо их знает.
2. Второе испытание.
Доскажи имя литературного героя.
- Кот … (Леопольд, Матроскин, в сапогах)
- Домовёнок … (Кузя)
- Папа … (Карло)
- Дед… (Мазай, Мороз)
- Старик … (Хоттабыч)
- Дядя … (Стёпа, Фёдор)
- Почтальон… (Печкин)
- Барон … (Мюнхгаузен)
- Али… (Баба)
- Винни… (Пух)
- Железный… (дровосек)
- Соловей… (Разбойник)
- Никита… (Кожемяка)
- Доктор… (Айболит)
- Старуха… (Шапокляк)
- Черепаха … (Тортилла)
3. Умницы! Путешествие по литературной стране мы начинаем с поэтического уголка.
Из стихотворения выпали слова. Поставьте их на место.
Я нос уткнул в оконное…
Осенним утром муху…
Она снаружи на окне…
И на меня внимательно…
Я думаю, что мухе…
И интересно, и ногам …
Слова для справок: повезло, принесло, глядит, стекло, тепло, сидит.
4. Конкурс Капитанов.
В Литературную страну забрался Бедокурка и немного пошалил, набедокурил: разрезал иллюстрации к произведениям ножницами. Ваша задача – восстановить картинку, узнать по ней произведение, назвать автора.
5. Литературный кроссворд.
Пока капитаны работают, команды отгадывают кроссворд.
- Как звали сватью – бабу из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (Бабариха)
- Автор сказки «Аленький цветочек». (Аксаков)
- Герой рассказов Виктора Драгунского. (Дениска)
- Как назывался колодец из сказки «Мороз Иванович». (студенец)
- Он всегда живёт всех выше: У него есть дом на крыше. (Карлсон)
- Писатель, который пишет о животных и сам иллюстрирует свои книжки. (Е.Чарушин)
- Народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях. (сказка)
6. Подводим итоги конкурса капитанов.
- Проверяем правильность заполнения кроссворда.
- Какое слово выделено? (рассказ)
- Что такое рассказ?
- Какие ещё жанры литературных произведений вы знаете?
- Чем рассказ отличается от повести?
7. Портретная галерея.
- Перед вами портретная галерея детских писателей и названия героев книг
- Соединить героев книг с их авторами.
К.И.Чуковский |
|
|
Незнайка |
|
|
Дюймовочка |
С.В.Михалков |
|
|
дядя Стёпа |
|
|
Чиполлино |
П.П.Ершов |
|
|
Айболит |
|
|
царь Салтане |
Г.Х.Андерсен |
|
|
Конёк – Горбунок |
|
|
|
Джанни Родари |
|
|
Муха – Цокотуха |
|
|
|
Н.Н.Носов |
|
|
Принцесса на горошине |
|
|
|
- Имя какого героя лишнее?
- Из какого произведения, кто автор?
8. «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ».
- Члены команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома.
1 команда.
- От кого убежала посуда? (от Федоры)
- В какой сказке людоед превращается в мышку и кот её съедает? («Кот в сапогах»)
- Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочка)
- 4. Кого испугались звери в сказке К. Чайковского? (Тараканище)
- Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица)
- Что держала в клюве Ворона в басне Крылова? (Сыр)
- Чем ловил Волк рыбу в сказке « Лисичка – сестричка и серый Волк »? (хвостом)
- Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке? (кот)
- Кто автор слов?
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.(Суриков И.З., «Детство»)
- Кто спас Муху Цокотуху? (Комар)
2 команда.
- Кто из обитателей болот стал женой Царевича? (Лягушка)
- Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке – пьесе «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
- Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло)
- Крыса старухи Шапокляк? (Лариска)
- Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин)
- Кем стал гадкий утёнок? (лебеди)
- Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу)
- Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала)
- Кто автор?
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
- Голубушка, как хороша!(И.А. Крылов «Ворона и лисица»)
9. Конкурс «Составьте предложение или рассказ, где все слова начинаются на одну букву».
Побеждает тот, у кого предложение составлено из большего количества слов.
(В, С, К)
10. Подведём итоги.
III. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я вижу, что вы любите читать книги. Но ещё больше книг, которые вы не читали. Они откроют перед вами новые миры, научат вас всему, чему пожелаете. Так что приходите в библиотеку за новыми книжками.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём,
И наш разговор потихоньку ведём.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.Книга – учитель, книга – наставник,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный боец и борец.
Книга – нетленная памяти вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Книга - не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.Всем полезно чтение про себя и вслух.
Книга – самый верный, самый лучший друг.
В ней стихи и сказки, всё к твоим услугам!
Береги же книгу! Стань и ты ей ДРУГОМ!
Доска.
Портреты детских писателей. Выставка детских книг. |
Путешествие в Литературную страну. Хорошая книга – твой друг на всю жизнь. Прочёл хорошую книгу – встретился с другом. Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает. |
Выставка рисунков (к сказкам, к рассказам, к былинам) Иллюстрации к детским книгам. |
Литература:
- М.А.Бесова. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. -240с., ил.
- Педсовет. Журнал для педагогов начальной школы.1999-2000гг.