Открытое занятие факультатива "За страницами учебника математики" по теме "Равносоставные фигуры"

Разделы: Математика


Цели:

Образовательные:

  • расширить понятийный аппарат (термин “равносоставленные фигуры”);
  • познакомить учащихся с историей возникновения, особенностями и правилами игры “Танграм”;
  • дать представление о разнообразии геометрических головоломок, созданных человеком.

Развивающие:

  • формировать стойкую учебную мотивацию (познавательный интерес);
  • развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, геометрическую зоркость, конструкторские и творческие способности;
  • развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

  • формирование позитивного отношения к совместной учебной деятельности;
  • формирование у школьников положительного эмоционально-целостного отношения к геометрии как науке.

Оборудование:

  • Презентация “Равносоставленные фигуры”
  • Набор игр "Танграм"
  • Набор рисунков;
  • Раздаточный материал – буклеты.

Структура урока (40 мин):

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Ознакомление с новым материалом (10 мин)
  3. Первичное осмысление и закрепление (5 мин)
  4. Физкультминутка (1 мин)
  5. Составление фигур танграма (15 мин)
  6. Защита фигур (5 мин)
  7. Подведение итогов урока (2мин)

Ход урока.

1. Организационный момент (2 мин)

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка рабочих мест.

Откройте тетради, запишите число и тема занятия “Равносоставленные фигуры”.

Сегодня на занятии вы познакомитесь с равносоставленными фигурами, их особенностями и многообразием. А подробнее остановимся на одной из них, узнаем историю возникновения, специфику и правила этой головоломки. И конечно поиграем в нее, работая в парах. Поэтому чтобы у вас не возникло трудностей во время практической работы, нужно послушать очень внимательно то, что с чем я вас сейчас познакомлю.

2. Ознакомление с новым материалом (10 мин)

Сейчас я предлагаю вам просмотр презентации <Приложение1>

Какие же фигуры называются равносоставленными? Это фигуры, которые можно разрезать на одинаковое число соответственно равных частей (Слайд №2).

Для того чтобы составлять фигуры необходимо сначала разбить данную фигуру, на заданное количество определенных фигур. Посмотрите, какие существуют способы разбиения (Слайд № 3, Слайд № 4).

Такие задания называют геометрическими головоломками, многие имеют древнее историческое происхождение. Рассмотрим некоторые из них.

Древние греки занимались геометрией, не только измеряя земельные участки и расстояния до кораблей в море. Они любили геометрические игры. Одна из них называлась “Стомахион”. В этой игре из 14 частей прямоугольника нужно было складывать различные фигуры. Также известна с древности головоломка Пифагора – известного математика (Слайд № 5,Слайд № 6).

Одна из самых известных древних геометрических головоломок – игра “танграм”, в которую в течение многих веков играют и дети, и взрослые.

Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

Вот одна из них: Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти 4000 лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник Лао. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. И подарили эту игру императору, в которую стал играть Лао. Играя в нее, он постигал начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал терпеливым, как истинный философ (Слайд № 8).

Название “танграм” - европейское. Вероятнее всего, от слова “тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “линия”) (Слайд № 9).

Как же выглядит Танграм (Слайд № 10).

Исходная фигура – большой квадрат, которая делится на два равных больших треугольника, два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один четырехугольником.

 

Головоломка состоит в том, что, нужно используя все семь частей, сложить предложенные фигурки (или составить фигурки самим). Рассмотрим правила игры (Слайд №11).

Как изготовить Танграм самостоятельно (Слайд № 12,Слайд № 13).

А сейчас посмотрите внимательно, как составлять фигуры с помощью набора танов.

Вообще все фигуры, собираемые с помощью танграма, срисованы из реальной жизни – это животные, люди в различных обликах и действиях, какие-то предметы обихода и т.д.

На следующих слайдах приведены некоторые из них (Слайд № 14,Слайд № 15,Слайд №16).

Какая фигура вам больше всего понравилась?

3. Первичное осмысление и закрепление (5 мин)

А я вам предлагаю собрать другую, оригинальную фигурку.

Сейчас я предлагаю вам выполнить задание у доски выложить предложенную фигуру свечи, с помощью 7 танов (к доске выходит один ученик и складывает свечу, Слайд № 17).

Прежде чем приступить к выполнению, вернуться к слайду № 11 и повторить правила игры. И работать, строго соблюдая все пункты правила. Еще раз продемонстрировать слайд № 13

4. Физкультминутка (1 мин)

А сейчас отдохнем. Окунемся в древний мир Китая.

Предложить расслабиться под китайскую мелодию.

5. Составление фигур танграма (15 мин)

Музыка продолжает играть. Сейчас ребята посмотрите внимательно, у каждого на парте имеется чистый лист бумаги, клей и конвертик. В конверте изображение фигурки и набор из 7 танов. Я предлагаю поработать в парах. Вам нужно составить предложенную фигуру и представить ее на доску <Приложение 2>.

Как вы будете работать:

  1. Посмотрите внимательно на картинку.
  2. Вспомните правила игры (должны войти все 7 фигур, не должны налегать друг на друга и начать необходимо с того, чтобы найти место самого большого треугольника).
  3. Соберете фигуру на парте.
  4. Позовете меня, я проверю, и после этого можно будут приклеить полученную фигуру на лист, чтоб продемонстрировать ее классу.

Во время работы проявляйте терпение, упорство, внимательность, прислушивайтесь к мнению друг друга.

Те пары, которые выполнили задание, должны попробовать придумать стихотворение или загадку про свою фигуру. Дать дополнительные задания по уровню сложности.

6. Защита фигур (5 мин)

После того как закончил работать весь класс, посмотреть выставку всех полученных фигур и попробовать угадать, что изображено на каждой.

То есть каждая пара читает загадку, если с этим заданием кто-то не справился, то учитель загадывает свою (заранее приготовлен материал по каждой фигуре).

7. Подведение итогов урока (2мин)

- Что нового узнали на уроке?

- Вам понравилось играть в эту игру?

- А что вы запомнили о ней?

- Как же играть в игру “Танграм”.

- На следующем занятии мы продолжим рассматривать задания на равносоставленные фигуры, и будем составлять уже более сложные.

Я сегодня подготовила для вас небольшие подарочки! Сейчас мои помощники вам их раздадут. А что в подарках!? <Приложение 3>. Ребята играйте в эту игру, научите своих близких и друзей!

И тогда вы постигните начала математики, научитесь смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, станете терпеливым, как истинные философы.

Сегодня на уроке вы поработали очень хорошо, молодцы!

Спасибо за урок!