Обучение иноязычному общению в условиях средней общеобразовательной школы встречается с рядом трудностей, одной из которых является ограниченное количество часов, запланированное на изучение языка. Недостаток часов остро ощущается в процессе работы над иностранным языком в школе. Задача обучения языку решается на очень ограниченном языковом материале. Поэтому одной из тенденций современной методики обучения иностранным языкам является поиск таких методов, форм обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.
На уроках игры могут использоваться в качестве активной формы обучения иностранному языку. Это достаточно интересная и эффективная форма организации учебной деятельности учащихся. Игры могут использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование разнообразных игр создает благоприятную психологическую атмосферу общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Использование игры делает урок более интересным и увлекательным. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Даже самые пассивные и слабо подготовленные ученики вовлекаются в игру, а это положительно сказывается на их успеваемости.
При использовании игр на уроках задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.
Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же умения принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является еще и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Следовательно, использование игр как активной формы обучения иностранному языку таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим игра и привлекает учителей. Феномен игры состоит в том, что, являюсь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе;
- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся;
- игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
- в игре команды или отдельные участники изначально равны (нет плохих или хороших учеников: есть только играющие); результат зависит только от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
- состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
- в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
Использование игр на уроках способствует выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
- Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков овладения иностранным языком.
- Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке.
- Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
- Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
- Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
- Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Приведу некоторые примеры игр, которые могут быть использованы на уроках:
- лото по теме «Спорт» Приложение 1 для 4 класса, учебник Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н.
- Лото по теме «Времена года. Погода» Приложение 2 для 4 класса, учебник Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н.
Использованная литература: Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Спб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006