Внеклассное мероприятие "Войди в природу другом". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Цели:

  • расширить знания детей о животном и растительном мирах;
  • развивать мышление, память, любознательность, внимание, самостоятельность суждений;
  • воспитывать стремление беречь и любить природу.

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня у нас с вами мероприятие по теме «Войди в природу другом».

Пройдёт оно в форме игры «Крестики-нолики».

В игре участвуют две команды: «крестики» и «нолики». На игровом поле в каждую клетку вписано название конкурса, победив в котором, вы сможете поставить в эту клетку свой знак. В первой части игры побеждает команда, которая первой выложит три знака по горизонтали, по вертикали или диагонали. Но на этом наша игра не закончится: в ней может появиться ещё один победитель, тот, чьих знаков на игровом поле будет больше после того, как будут закрыты все его клетки. Оценивать игру будет жюри. Команда, которая, по мнению жюри, победит в конкурсе ставит в соответствующую клетку свой знак.

А сейчас с помощью жеребьёвки давайте выберем команду, которая начнёт нашу игру.

1 сектор. «Кто есть кто».

Ведущий.

Мы безумно богаты!
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даёшься!

- В данном конкурсе нужно разгадать кроссворд. Победит команда, которая первой выполнит задание.

Вопросы.

По горизонтали:

  1. Гуси? Страусы? Павлины? Догадались? Мы…
  2. Когда пугаюсь, я бегу, вытягиваю шею; а вот летать я не могу, и петь я не умею.
  3. Разоряет огород – роет землю серый…
  4. Ходит по лесу зверёк, хищный маленький…
  5. Рвать цветы легко и просто людям маленького роста, но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок.

По вертикали:

  1. «Эй, не стойте слишком близко, я …, я не киска».
  2. Царь зверей.
  3. «Вот, полюбуйтесь на игру двух австралийских…».
  4. Дуб долбил, как долотом, кто-то жил в дупле пустом.
  5. Речка целая нужна для хорошего…
  6. Ель на … похожа.

Ответы.

  1. Пингвины.
  2. Страус.
  3. Крот.
  4. Хорёк.
  5. Жираф.
  6. Тигр.
  7. Лев.
  8. Кенгуру.
  9. Дятел.
  10. Слон.
  11. Ёж.

2 сектор. «Устами младенца».

Ведущий.

Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу?!

- В этом конкурсе мы с вами вспомним наиболее распространенные виды отходов и познакомимся с возможностями их вторичного использования. Я буду зачитывать детские высказывания. Задача команд: как можно быстрее понять, о чем идет речь. Команда, первой давшая правильный ответ, получает очко. В конкурсе побеждает команда, набравшая больше очков.

Детские высказывания.

  1. Его производит обыкновенная корова.
    Его необходимо компостировать.
    В небольших количествах он очень полезен.
    Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием
    При попадании его в водоемы рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
  2. В нее чаще всего упаковывают товары.
    Сама по себе в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать. Предметы, изготовленные из нее, мало весят. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  3. Его делают из песка.
    Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Чаще всего оно прозрачное. Когда оно падает, то разбивается.
  4. Это получается, когда что-то становится старым или ломается.
    Это можно увидеть везде _ в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
    Из этого можно сделать что-то новое. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

Ответы:

  1. Навоз.
  2. Пластмасса.
  3. Стекло.
  4. Металлолом

3 сектор. «Загадки Деда – Всеведа».

Ведущий.

У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?!

- Ответьте на загадки самой природы. Какая из команд разгадает больше, та свой знак и поставит.

Загадки.

  1. Снега блестят, искрятся, и небо – бездонная голубень. Краса какая! Есть ли, право, время лучше зимы? Жаль, кончается она – вот уж листопад начался. Какие деревья в канун весны листья роняют?
  2. Что за дерево? Весной в платье белое наряжается, ровно невеста в фате красуется. Солнышко припечёт – где рыжеет, где буреет из-под белых перьев?
  3. Вот смотри-ка. Сломил я пруток, в воду сунул. Вдруг откуда ни возьмись – рыбёшка. Хвать за пруток и давай кусать. Что это такое? Опусти в реку палец, без руки останешься?
  4. Живёт в лесу зверь, рыльце хоботком, зубы крашеные. Не смотрите, что мал он, - меньше зверя нет,- он на дню по 80 раз ест, 120 раз спать ложится. Проворен крошка. Питается он жуками, червяками, прочей мелюзгой.

Ответы.

  1. Листопад у хвойных деревьев, за исключением лиственницы, протекает в канун весны. Хвоя – те же листья. У елей, скажем, «иглопад» начинается обычно в конце февраля.
  2. На черёмухе весной платье бело, кружева да рюши, а к лету одни зелёные пуговки остаются.
  3. Это бычок – подкаменщик. Он икру охраняет.
  4. В этой загадке говорится о самом маленьком зверьке – о крошечной бурозубке. У неё зубы крошатся, головка, всё тельце перед холодами ссыхаются. Такие бывают чудеса!

4 сектор. «Цветик-семицветик».

Ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть!
Ну-ка, думай, вспоминай
И растенья называй.

- В этом конкурсе задание всем игрокам команд: нарисовать известные вам растения, рассказать, что вы о них знаете, где они растут, какую пользу приносят.

5 сектор. «Угадай-ка».

Ведущий.

Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

- По описанию определите, о каком животном идет речь.

  1. а) У нее пятнистая шерсть.
    б) На ушах кисточки.
    в) Хвост короткий.
    г) Хищник.
    д) Свою добычу подстерегает на суках деревьев.
  2. а) У него длинные уши, короткий хвост.
    б) Подошвы лап довольно густо покрыты желтыми волосами.
    в) Задние лапы длиннее передних.
    г) Зимой живет в снежной норе под кустами.
    д) Питается корой деревьев.
  3. а) Это хищник.
    б) У него тонкий слух, что помогает добывать еду.
    в) В рационе у зверя более 300 самых разных животных – от насекомых до крупных птиц.
    г) Детеныши появляются весной и в начале лета.
    д) Это нечистоплотный зверь.
  4. а) Древние греки называли их «скиуридами».
    б) Заметив, что зверек часто поднимает хвост над головой, люди решили: он служит зверьку чем-то вроде зонтика от солнца.
    в) Хвост играет в его жизни большую роль.
    г) Он придает зверьку особое обаяние.
    д) Может, зверек и назван так, потому что зимой и летом у него белое брюшко.

Ответы:

  1. Рысь.
  2. Заяц.
  3. Лиса.
  4. Белка.

6 сектор. «Здоровье».

Ведущий: Послушайте стихотворение и определите: Что может стать причиной болезни? Какие правила нужно знать, чтобы не заболеть?

«Мойдодыр», К.Чуковский

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку – свечка в печку!
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?

7 сектор. «Подводное царство».

Ведущий: В этом конкурсе команды будут по очереди отвечать на мои вопросы.

  1. Какие рыбы являются долгожителями?
  2. Назовите самую большую рыбу.
  3. Какая рыба в наших водах вьёт гнездо?
  4. У какой рыбы несколько сотен ног?

Ответы:

  1. Сом, щука.
  2. Акула.
  3. Колюшка.
  4. Морской ёж.

8 сектор.

Тест: «Войди в природу другом». (см. приложение 1)

9 сектор. «Собери мозаику».

Ведущий:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Задание командам:

  • каждая команда получает по 2 набора разрезанных картинок с изображением животных;
  • необходимо собрать из этих картинок мозаику с полным изображением животных и назвать каждое животное.

 Животные для сбора мозаики:

  • тигр;
  • слон;
  • жираф;
  • лошадь.

Подведение итогов.

Сегодня мы подвели итог того, что мы узнали на уроках окружающего мира о нашей природе. Наверное, каждый из вас убедился в том, что человек должен бережно относиться к растительному и животному миру. Ведь природа – это наш общий дом.

Приложение 2