Подготовка к олимпиадам по русскому языку в 4 классе
Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учёбе. Оно формируется через совершенствование учебного процесса, так и через организацию работы вне урока.
Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Каждый учебный год обучающиеся нашей школы принимают участие в городских олимпиадах среди учеников начальной школы. С этой целью, мы сначала проводим отборочный тур среди обучающихся 4 классов, а затем, сформировав группы ,начинаем подготовку к олимпиадам. Я знаю, как трудно найти подходящий материал для подготовки. Для этого я просмотрела огромное количество материала, включая и ресурсы интернета. Всё собрала и приготовила задания для подготовки к олимпиадам. Предлагаю свой опыт. Возможно он кому-то пригодиться. Оценку в баллах каждый может поставить сам, в зависимости от своего класса и трудностей задания. Работая по этим заданиям, в 2008-2009 учебном году наши ученики заняли 1 место в городе.
Отборочный тур
Олимпиада по русскому языку. 4 класс
1. Расставь ударение в словах.
Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.
2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?
Рой, мой, закрой, простой, печь.
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-…………….., шофер-…………………, цыган,-………………….., торт-………………., трактор-……………………, инженер-………………
4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
- Заварить кашу-_______________________________
- Жить душа в душу-____________________________
- На ночь глядя-________________________________
- Повесить нос-________________________________
- Водой не разольешь –__________________________
5. Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.
Смор +? + а = ________________________________
? + янин = ________________________________
По + ? + л = _________________________________
6. Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе.
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
7. Закончи выражения:
Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………,
тяжкий…………………, каменный …………………., каменистый…………………….,
рыбный…………………, рыбий………………….., обидный………………., обидчивый………………..
8. Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:
бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Запиши в старой записи такие слова:
Беда_______________________
весна _______________________
лесок ________________________
стена ________________________________
9. Найди ошибки и исправь их.
ВЕСНА.
весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.
10. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
11. Запиши, как правильно называют жителя(м.р), жительницу(ж.р) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.
Саратов - __________________________________________________
Киев - __________________________________________________
Пермь - __________________________________________________
12. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
________________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
_________________________________________________________________________
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
__________________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
______________________________________________________________________________
13. Разгадай ребусы:
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
_________________________________________________________________________________________________________
14.Объясни лексическое значение слов.
- Туш - _________________________________________________________________________
- Тушь - ______________________________________________________________________
15. Что бы это значило?
- Т М Л О С Е А -____________________________________________________________
7 3 5 4 1 6 2 - Р А О В К О Р К С И А К - _______________________________________________________
3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1 - О К Б О К Л О О Р С К О А - ________________________________________________________
4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6
16. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
17. Составь и запиши рассказ по его началу.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Подготовительные задания к олимпиаде (приложение).
Литература: Интернет ресурсы.