Содержание.
- Введение.
- История возникновения соленого теста
- Материалы и техника изготовления.
- Выводы.
- Литература.
- Приложение.
Введение
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое - например, соленое тесто. Поделки из соленого теста легкие, прочные и очень дешевые, а слепить из него можно всё, что угодно. Если вы хоть раз в жизни видели изделие из теста, то согласитесь, что они способны вызвать улыбку, даже если у вас не очень хорошее настроение. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря им, развивается творчество и воображение. Настенные украшения, забавные игрушки, детские игры, сувениры и сюрпризы-все это можно сделать из соленого теста.
Тема: "Моделирование из солёного теста"
Цель: Освоить приемы работы с соленым тестом.
Для выполнения поставленной цели предлагается решение ряда теоретических и практических задач:
- изучение истории возникновения соленого теста;
- разработать новые составы теста для разного вида работ;
- изготовление сувениров из соленого теста;
- использование различных декорирующих материалов при создании сувениров;
- обжиг работ и их роспись.
История возникновения соленого теста
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом, в Вавилоне, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба (4). Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали для преклонения перед своими божествами фигурки из теста. В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста.
В России на Рождество в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки»(5). Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли - так возникло соленое тесто.
Материалы и техника изготовления.
Соленое тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно хранить в холодильнике, а, значит, заготавливать впрок. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу, после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться долго, но они боятся воды. Соленое тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость (5).
Существует много различных составов соленого теста. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Попробуем найти такой состав.
Процесс поиска оптимальных рецептов различного теста был долгим и сложным. Не сразу удалось найти нужные пропорции и добавки для разных составов теста.
Соленое тесто для простых фигурок:
- 200 г соли
- 200 г муки
- 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
- раствор киселя 125 мл
Нежное соленое тесто для филигранной работы:
- 200 г соли
- 200 г. муки
- 100 г крахмала
- 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
- раствор киселя 150 мл
Твердое соленое тесто для круглых больших скульптурок:
- 400 г соли
- 200 г муки
- 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
- раствор киселя - 110 мл
Тесто хорошо замешивается, готовность проверяется путем разрыва теста на мелкие части, при этом из теста не должны высыпаться крупинки соли.
Все детали и украшения - бусинки, травинки, веточки, цветочки, бисеринки, семена растений и т.д. соединяются при помощи клея ПВА - это гарантия того, что в процессе сушки эти детали не вывалятся из теста.
Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов (Приложение № 1). Поэтому, прежде чем замахнуться на что либо сложное, нужно научиться создавать шарики, колбаски, лепешки, морковки, косточки и т. д. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет. Поэтому хранить на рабочем столе его нужно в мешке или плотно закрытой банке. Каждый раз берите оттуда столько теста, сколько нужно вам, а излишки сразу же убирайте. Готовность теста к работе проверяется путем откатывания шарика, он должен быть гладкий без трещин, если есть трещины, то в тесто добавляется клей и затем опять откатывается шарик, делать из теста нужно достаточно быстро, т. к. теплые руки также способствуют быстрому размягчению теста. (1)
На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т.д.
Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей. Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипали к тесту.
После обжига изделия из теста можно раскрашивать и лакировать, лучше лепить уже из цветного теста, поделки получаются аккуратнее, и экономится время на раскрашивании.
Для лакировки используется акриловый лак. Он - водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов.
При работе с соленым тестом не нужно много инструментов и приспособлений нож с острым концом, отточенный карандаш, зубочистка, несколько колпачков от фломастеров с фигурными краями, гладкая бутылочка, алюминиевая фольга.
Создаются различные фактуры поверхностей с помощью иглы, пинцета, для получения волоки, используется чесночница, ситечко.
Колючки и перья вырезают с помощью ножниц, углубляя их в тесто под углом. В зависимости от свойств теста вырезают различные по высоте колючки и перья. Но так как они впоследствии легко могут сломаться, целесообразно оперение или колючки осторожно пригладить или прижать к туловищу фигурки с помощью сухой кисточки. Это придает им натуральный вид. (1)
Малахитовые бусы (приложение № 2, 2а)
Некоторые думают, что украшения из соленого теста могут носить только дети – маленькие девочки, что это очень уж «несерьезный» материал? Но это не так. Из соленого теста можно сделать замечательную бижутерию для элегантных дам. Вот, например, малахитовые и лазуритовые украшения, делаются они очень просто, а выглядят очень эффектно. Аналогично можно изготовить: «Яшмовые», «Лазуритовые».
Смешные и полезные украшения для дома.
Витраж «Галактика» (4). (Приложение № 3, 3а)
С помощью соленого теста, бисера и разноцветных стеклышек можно создать и другие оригинальные украшения на окно. Оно напомнит нам витраж. Для изготовления витража потребуется: цветное соленое тесто (синее или зеленое), частая металлическая сетка, ножницы по металлу, цветные стеклышки, прозрачные бусины, бисер и стеклярус, проволока для бисера. Вырезаем из металлической сетки квадрат 20х20 см. Нанизываем бусины, бисер и стеклярус на проволочки длиной 1-3см, кроме одинаковых бисерных нитей можно сделать и рогульки. Раскатываем из теста длинную тонкую колбаску и укладываем ее на сетку спиралью. Если длины колбаски не хватает, ее можно надставить. Вдавливаем спираль в сетку. Поверх получившейся ленты укладываем стеклышки и бисерные нити. Сверху на спираль кладем еще 1 колбаску и расплющиваем ее так, чтобы она полностью закрыла нижнюю (предварительно промазав клеем), затем в поверхность верхней спиральки вдавливаем бисеринки, после чего обжигаем в духовке, привязываем к нему веревочки и вешаем на окно. Витражи можно сделать и на другие темы. (Приложение панно «Омск»)
Карандаши с характером. (Приложение № 4)
Карандаши часто не слушаются. Они могут потеряться или сломаться, а иногда, никак не хотят рисовать – то, что вы задумали. Это все потому, что вы не поняли их характера (ведь каждая вещь, как каждый человек, имеет свой характер).
С карандашами, которые я придумала, найти общий язык очень легко. Сразу видно, что карандаш «Клоун» любит рисовать все смешное, карандаш «инопланетянин» - фантастические картинки, карандаш «девочка» любит рисовать природу. Головы карандашей сделанные из солёного теста я обжигаю вместе с карандашами.
Рамочки для фотографий (Приложение № 5)
Я наклеиваю на картонную основу разноцветное соленое тесто, в результате получаются нарядные и оригинальные рамочки. Для фотографий – большие и маленькие. Для этого необходимо много разноцветного соленого теста, большой лист толстого картона, шило, резачок, незаточенный карандаш или деревянная палочка (для подставки, скалка, фольга, ножницы, металлическая линейка На большом листе плотного картона чертим прямоугольник, затем вырезаем ножницами большой прямоугольник и сложим его на деревянную доску, точки А.В.С.Д. обозначаю шилом и, приложив линейку, прорезаем макетным ножом. По линии сгиба, обозначенной пунктиром, проведите тупой стороной ножа. После этого картон легко согнется именно по этой линии. Дырочку внизу окошка – прорези протыкаю шилом, а затем расширяю ножницами, так, чтобы в нее свободно проходил карандаш. Края дырочки аккуратно подрезаю маленькими ножницами. Сгибаю рамочку по линии сгиба. Острозаточенным карандашом отмеряю на внутренней стороне углы «Окошка» и обвожу кружочек под «окошком».
Снова разворачиваю рамочку. Кладу ее на деревянную дощечку, делаю ножом косые надрезы через отмеченные на обратной стороне рамочки точки-углы. Вырезаю на обратной стороне рамочки такое же круглое отверстие под «окошко», как и на лицевой. Складываю рамочку и ложу ее на доску для лепки, проложив между половинками лист фольги. Скатайте из фольги маленький шарик, так, чтобы он выступал на поверхности на 1,5 см.
Выводы
После обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться сколько угодно долго. С этими изделиями можно играть: изготовив куколки на палец или гибкие фигуры, которые могут двигаться, создавая персонажи из той или иной сказки, этот спектакль можно показать дома, в школе, в кружке. А можно украсить свой дом - сделать забавные семейные портреты, нарисовать рельефные картины, а также замечательные украшения получаются из соленого теста: бусы, браслеты, серьги, причем эта коллекция будет эксклюзивной, потому что ни у кого больше такой не будет.
В процессе моделирования из соленого теста я проводила исследования: получение составов теста для разного вида работ и пришла к выводу, что в тесто при замешивании соль необходимо измельчать в кофемолке, особенно для филигранной работы, а также тесто необходимо замешивать на киселе из картофельного крахмала, добавлять подсолнечное масло - это придает тесту эластичность.
В процессе моделирования я установила, что поделки необходимо подсушивать на воздухе при температуре не выше18° (а затем обжигать в духовке при температуре не выше 100° - 120°). При предварительном просушивании поделки лучше сохраняют цвет, форму (особенно скульптурки). У полых фигурок не появляются ямки, неровности. Соль не успевает за сутки высохнуть внутри поделки, а значит, расплавится при обжиге в духовке и будет играть не только защитную функцию - спасать от грызунов, но и придаст изделиям прочность.
Тесто ни в коем случае нельзя замешивать на глазок, так как излишнее количество соли придает изделиям хрупкость, а при излишнем количестве муки поделки плохо держат форму. Все детали поделок необходимо приклеивать на клей ПВА, а не на хлебную кашицу, так как в процессе сушки в духовке тесто начинает слегка подниматься, а значит, выталкивать все предметы, украшения: бусинки, цветочки, листики и т. д., а клей хорошо фиксирует, в процессе эксплуатации детали не отваливаются.
В процессе работы был получен новый состав теста в который входит клей ПВА. Он задерживает разжижение теста, придает прочность поделкам в готовом виде, соль не выступает на поверхности сувениров, тем самым не съедает лак, тесто хранится (в холодильнике) достаточно долго, не изменяя качества. Оказывается, так важно замесить нужный состав теста, а когда оно замешано правильно, с ним работать одно удовольствие.
Литература.
- Дашкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», Санкт-Петербург, «Кристалл» 2000г.
- Кискальт Т.И. «Солёное тесто», М.Профиздаг, 2002г.
- Кискальт Т.И. «Увлекательное моделирование», Ярославль, «ACT-ПРЕСС», 2001г.
- Кутняя Н. И. «Из истории русского народного костюма», Омск, «Заподно-Сибирское книжное издательство», 1983г.
- Лейнберг АТЗ., школьная энциклопедия «Искусство XV-XVIbb. М, «Детская литература», 2000г
- Фролова Е.С. «Забытое ремесло», М, «ACT-ПРЕСС», 2000г.
- Яковлев СТ., журнал «Сделай сам» (искусство инков), М, «Знание», апрель 1992г.