Урок русского языка в 1-м классе (период обучения грамоте) с элементами здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить обучающихся с написанием заглавной и строчной буквами И, и, обозначающими гласный звук [и];
  • развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья детей,
  • воспитывать аккуратность, внимание.

Оборудование: иллюстрации (игла, ива, пилот, аист, ирис); буква и, вырезанная из наждачной бумаги; карточки с буквами, бумажный паровоз.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

– Сегодня мы будем говорить о звуке, который многие согласные звуки делает мягкими. Научимся писать заглавную и строчную буквы И, и.

3. Актуализация знаний.

а) Сопоставление слов.

Чем похожи и чем отличаются слова?

  • сом – сам
  • дом – дам
  • том – там

– Дайте характеристику этим буквам.

б) Дыхательная гимнастика.

– Произносим звук [а] по схеме, постепенно повышая голос и с большей силой, затем плавно понижаем голос и произносим звук [а] с меньшей силой. Аналогично со звуком [o] .

в) Повторение звуков.

– На любой мой вопрос отвечайте словом, которое начинается со звука [а].

– Как тебя зовут?

– Какой город тебе нравится?

– Какие фрукты ты любишь?

– Какой подарок ты бы привёз в подарок маме?

Диалог со звуком [о].

– Какое время года ты любишь?

– Какие знаешь города на букву о?

– А какую реку?

г) Слуховой диктант

– Напишите строчную букву а, заглавную букву А, строчную букву о, заглавную букву О.

Проверка. Дети сверяются с ответами, записанными на доске, и исправляют карандашом ошибки (если есть).

4. Изучение нового.

а) Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Трубочка»

Губы свернуть в трубочку.

Упражнение «Улыбка»

Уголки губ широко расставлены, зубы – «заборчиком». Чередовать эти упражнения 3-4 раза.

б) Знакомство со звуком и.

– Рассмотрите картинки и скажите, что на них нарисовано? (Игла, ива, ирис, пилот, аист.)

– Какой одинаковый звук слышится в этих словах?

– Произнесите этот звук ещё раз.

– Какой это звук: гласный или согласный? Почему?

в) Слого-звуковой анализ слова «иголка»

– Человек может шить, пилить, рубить, варить. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – вещь для работы, с нею нужно обращаться аккуратно.

– Сколько слогов в слове «иголка»?

– Назовите первый слог.

– Из каких звуков состоит первый слог? [и] Охарактеризуйте его.

– Назовите второй слог. Что вы можете о нём сказать? (Ударный, состоит из трёх звуков.)

Во втором слоге слияние и примыкает согласный звук.

– Назовите третий слог, назовите в нём звуки.

– Чем он является?

– Так с какого звука начинается слово «иголка»?

Многозначность слова «иголки». (Стр. 34)

г) Знакомство с буквами И, и.

Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

– Сколько здесь дощечек? ….(3)

– А какая буква? (И)

Буква и наискосок
примеряла поясок.
Сверху вниз его тянула –
К правой ножке пристегнула.

(Дети по ходу прочтения стихотворения проводят пальчиком, вслед за учителем, по букве и, сделанной из наждачной бумаги.)

Пальчиковая гимнастика

Птичка крылышки сложила,
Птичка крылышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Птичка зёрнышки поела,
Птичка песенку запела.
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела.

– Сравните печатные и письменные буквы И, и. Показ образца (дети за учителем в воздухе рисуют букву И). По рассмотренному образцу напишите элементы буквы и, а затем строчную букву и. (Работа ведётся на странице прописи.) Буква и пишется без отрыва пера.

– От верхней линии ведём вниз прямую, чуть не доводя до нижней линии, закругляем вправо и ведём вверх для соединения со вторым элементом буквы. Затем без отрыва руки начинаем писать вниз по написанному, оставляем уголочек и, не доводя до нижней линии, закругляем вправо. Но не ведём до верхней линии, а только до середины строки.

На доске записаны слова: Иван, Илья, Ира, Ибрагим.

– Что одинакового во всех этих словах?

– Это имена собственные или нарицательные?

– Все имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Написание заглавной буквы И. При написании обратить внимание на одинаковый наклон элементов буквы, высоту и параллельность этих элементов.

Физминутка

– Как живёшь? – Вот так!
– Как плывёшь? – Вот так!
– Ждёшь обед? – Вот так!
– Машешь вслед? – Вот так!
– Утром спишь? – Вот так!
– А шалишь? – Вот так!

5. Закрепление.

Работа в прописи.

Стр. 7. Написать две буквы и в соединении.

Стр. 8. Написать строчную и заглавную буквы иИ вместе.

6. Итог.

Работа по карточкам.

На доске прикреплён паровозик с тремя вагончиками. На каждом вагоне написаны разные буквы: и, И, письменные и, И. Дети подходят к любому вагончику и берут карточку с заданием.

Задание и

Зачеркните в строчке буквы не соответствующие образцу.

Проверка. Образец правильных ответов дан на доске. Дети сравнивают и другим цветом исправляют, допущенные ошибки.

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Для обозначения какого звука она служит? Что вы можете сказать об этом звуке?