Цели:
- научить находить слова, обозначающие признаки предметов, ставить к ним вопросы, учить правильно изменять слова, обозначающие признаки по родам, согласуя прилагательные с существительными, закрепить понятия о словах, обозначающих предметы и действия предметов, расширять и уточнять словарный запас, произношение слов многосложной структуры;
- развивать навыки фонематического анализа и синтеза, темпо-ритмическую структуру речи, силу голоса, мелкую моторику рук, зрительную, тактильную, вербальную память, мышление (процессы группировки, обобщения, классификации), внимание;
- воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование: предметные картинки и буквы для темы урока, таблички со словами «Вкус», «Форма», «Цвет», «Материал», «Чудесный мешочек», овощи и фрукты (помидор, яблоко, огурец, лук, морковь), опоры для пальчиковой гимнастики, схематические изображения поз человека для физминутки (игра «Замри»), предметные картинки по темам «Головные уборы», «Одежда», «Обувь», конверты с разрезными словами, изображение прилагательных-антонимов, таблицы для подведения итогов, рабочие тетради, набор цветных ручек.
Ход урока
I. Оргмомент.
Работа над темпо-ритмической структурой речи, силой голоса.
Инструкция: Прочитай скороговорку медленно. Прочитай шепотом, прочитай тихим голосом, умеренным голосом, громко. Прочитай быстро и четко.
Лексический материал: У Сени и у Сани в сетях сом с усами.
II. Повторение изученного материала.
Инструкция: Назовите по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, к каждому слову поставьте вопрос, после чего можете занять свои места.
III. Знакомство с темой урока (занятия).
На доске записана тема, но в названии пропущено одно слово.
Инструкция: По первым звукам слов, изображенных на картинках, отгадайте недостающее слово в теме занятия.
Лексический материал: Слова – названия предметов.
Инструкция: Что обозначают слова, изображенные на картинках?
IV. Работа над словами, обозначающими признак предмета.
1. Описание предметов по плану.
На доске карточки: Вкус Форма Цвет На ощупь
Инструкция: Рассмотрите предметы. Назовите какие они по вкусу, по форме, по цвету, на ощупь. Назовите лишний предмет.
Вкус определяют с завязанными глазами, форму на ощупь в «Чудесном мешочке».
Лексический материал: помидор, яблоко, морковь, лук, огурец.
Вывод: Предметы отличаются друг от друга многими признаками: цветом, формой, размером, вкусом, запахом. Вы только что сами в этом убедились, назвали много слов и все они обозначают признак предмета. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?
2. Пальчиковая гимнастика.
- Флажок
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу. - Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. - Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела - Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка. - Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
3. Работа в тетради.
Инструкция: Подобрать к словам-предметам по 2 слова-признака, одно из которых обозначает цвет, другое – материал, из которого сделан этот предмет (предлагаются предметные картинки – платье, шапка, ботинки).
Лексический материал (на доске):
- Платье (?) …, …,
- шапка (?) …, …,
- ботинки (?) …, ….
Слова для справок: желтое, ситцевое, кожаные, коричневые, меховая, черная.
Дети делятся на 3 группы. Каждой группе дается по 1 предметной картинке из предыдущего задания и предлагается выбрать из множества картинок, разложенных на столе, только те, которые подойдут к их картинке
Инструкция: Выберите картинки, которые подойдут к вашей.
Объясните, почему вы так сделали («Головные уборы», «Одежда», «Обувь»). Назовите признаки любого изображенного предмета.
4. Игра «Собери слова»
Инструкция: Из частей собери 4 слова. Поставь к ним вопрос. Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Запиши в тетрадь с вопросом по памяти.
Лексический материал (в конвертах): крас, н, ый, важ, н, ый, чер, н, ый, книж, н, ый, зеле, н, ый.
Физминутка. Игра «Замри».
5. Игра «Наоборот»
Инструкция: Назовите слова по картинкам с противоположным значением. На какой вопрос отвечают? Что обозначают эти слова? Как называются такие слова?
Лексический материал: большой – маленький, молодой – старый, толстый – тонкий, узкий – широкий, чистый – грязный, веселый – грустный.
V. Итог урока (занятия)
Инструкция: Это слово используют, когда говорят о хороших результатах и в учебе, и в работе. Для того чтобы его угадать, надо из четырех слов каждой строки выделить «лишнее». Первую букву этого слова следует вписать в схему, которая находится под таблицей.
вратарь | защитник | футболист | усатый |
холодный | сок | вкусный | виноградный |
Павлов | Алеша | Петя | Коля |
цветет | растет | ель | вянет |
украшает | художник | рисует | лепит |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
У | С | П | Е | Х |
– Вспомните тему урока (занятия). На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов? Как называются такие слова?