Урок русского языка для логопедического класса по теме: "Слова – названия признаков предметов"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели:

  • научить находить слова, обозначающие признаки предметов, ставить к ним вопросы, учить правильно изменять слова, обозначающие признаки по родам, согласуя прилагательные с существительными, закрепить понятия о словах, обозначающих предметы и действия предметов, расширять и уточнять словарный запас, произношение слов многосложной структуры;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза, темпо-ритмическую структуру речи, силу голоса, мелкую моторику рук, зрительную, тактильную, вербальную память, мышление (процессы группировки, обобщения, классификации), внимание;
  • воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: предметные картинки и буквы для темы урока, таблички со словами «Вкус», «Форма», «Цвет», «Материал», «Чудесный мешочек», овощи и фрукты (помидор, яблоко, огурец, лук, морковь), опоры для пальчиковой гимнастики, схематические изображения поз человека для физминутки (игра «Замри»), предметные картинки по темам «Головные уборы», «Одежда», «Обувь», конверты с разрезными словами, изображение прилагательных-антонимов, таблицы для подведения итогов, рабочие тетради, набор цветных ручек.

Ход урока

I. Оргмомент.

Работа над темпо-ритмической структурой речи, силой голоса.

Инструкция: Прочитай скороговорку медленно. Прочитай шепотом, прочитай тихим голосом, умеренным голосом, громко. Прочитай быстро и четко.

Лексический материал: У Сени и у Сани в сетях сом с усами.

II. Повторение изученного материала.

Инструкция: Назовите по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, к каждому слову поставьте вопрос, после чего можете занять свои места.

III. Знакомство с темой урока (занятия).

На доске записана тема, но в названии пропущено одно слово.

Инструкция: По первым звукам слов, изображенных на картинках, отгадайте недостающее слово в теме занятия.

Лексический материал: Слова – названия предметов.

Инструкция: Что обозначают слова, изображенные на картинках?

IV. Работа над словами, обозначающими признак предмета.

1. Описание предметов по плану.

На доске карточки: Вкус Форма Цвет На ощупь

Инструкция: Рассмотрите предметы. Назовите какие они по вкусу, по форме, по цвету, на ощупь. Назовите лишний предмет.

Вкус определяют с завязанными глазами, форму на ощупь в «Чудесном мешочке».

Лексический материал: помидор, яблоко, морковь, лук, огурец.

Вывод: Предметы отличаются друг от друга многими признаками: цветом, формой, размером, вкусом, запахом. Вы только что сами в этом убедились, назвали много слов и все они обозначают признак предмета. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

2. Пальчиковая гимнастика.

  • Флажок
    Я в руке флажок держу
    И ребятам им машу.
  • Цепочка.
    Пальчики перебираем
    И цепочку получаем.
  • Очки
    Бабушка очки надела
    И внучонка разглядела
  • Стол
    У стола четыре ножки,
    Сверху крышка, как ладошка.
  • Стул
    Ножки, спинка и сиденье –
    Вот вам стул на удивленье.

3. Работа в тетради.

Инструкция: Подобрать к словам-предметам по 2 слова-признака, одно из которых обозначает цвет, другое – материал, из которого сделан этот предмет (предлагаются предметные картинки – платье, шапка, ботинки).

Лексический материал (на доске):

  • Платье (?) …, …,
  • шапка (?) …, …,
  • ботинки (?) …, ….

Слова для справок: желтое, ситцевое, кожаные, коричневые, меховая, черная.

Дети делятся на 3 группы. Каждой группе дается по 1 предметной картинке из предыдущего задания и предлагается выбрать из множества картинок, разложенных на столе, только те, которые подойдут к их картинке

Инструкция: Выберите картинки, которые подойдут к вашей.

Объясните, почему вы так сделали («Головные уборы», «Одежда», «Обувь»). Назовите признаки любого изображенного предмета.

4. Игра «Собери слова»

Инструкция: Из частей собери 4 слова. Поставь к ним вопрос. Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Запиши в тетрадь с вопросом по памяти.

Лексический материал (в конвертах): крас, н, ый, важ, н, ый, чер, н, ый, книж, н, ый, зеле, н, ый.

Физминутка. Игра «Замри».

5. Игра «Наоборот»

Инструкция: Назовите слова по картинкам с противоположным значением. На какой вопрос отвечают? Что обозначают эти слова? Как называются такие слова?

Лексический материал: большой – маленький, молодой – старый, толстый – тонкий, узкий – широкий, чистый – грязный, веселый – грустный.

V. Итог урока (занятия)

Инструкция: Это слово используют, когда говорят о хороших результатах и в учебе, и в работе. Для того чтобы его угадать, надо из четырех слов каждой строки выделить «лишнее». Первую букву этого слова следует вписать в схему, которая находится под таблицей.

вратарь защитник футболист усатый
холодный сок вкусный виноградный
Павлов Алеша Петя Коля
цветет растет ель вянет
украшает художник рисует лепит

  1     2     3     4     5  
У С П Е Х

– Вспомните тему урока (занятия). На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов? Как называются такие слова?