Цель: раскрыть причины возникновения и передачи сцепленных с полом признаков и генетических заболеваний, связанных с полом.
Задачи:
- познакомить с типом наследования признаков находящихся в половых хромосомах, познакомить с некоторыми наследственными заболеваниями и одной из классификаций наследственных болезней;
- закрепить знания о наследовании пола у человека;
- развить навыки самостоятельной работы и добывания знаний на примере модульной системы раздела «генетика»;
- развить умение себя самому оценивать, оценивать свою работу на уроке и умение планировать свою работу на уроке;
- закрепить навык решения генетических задач.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: учебник «общая биология 11 класс» Пономарёвой И.Н. и др. п. 13,распечатка модуля урока на каждую парту, ИКТ, электронное учебное пособие «наследование, сцепленное с полом».
Ход урока:
1. Орг.момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Озвучивание темы урока <Приложение 1, слайд №1>
Выделение задач урока их принятие <Приложение 1, слайд №2>
Озвучивание плана урока <Приложение 1, слайд №3>
2. Новый материал:
а) Объяснение материала урока
Учитель: Какие два пола присутствуют у животных, и какова их генетика?
Примерный ответ: Существует два пола – женский (ХХ) и мужской (ХY).
Учитель: Существуют признаки, которые будут передаваться из поколения в поколение, связано с X- или Y- хромосомами. Итак, классификация признаков. <Приложение 1, слайд №4>
Учитель: Признаки могут быть сцеплены с Х-хромосомой и Y-хромосомой (голондрические). В свою очередь, признаки, сцепленные с Х-хромосомой могут быть рецессивными и доминантными.
Приводятся примеры доминантных признаков (это дальтонизм) и примеры рецессивных признаков (это гемофилия).
Учитель: Какие из них будут чаще проявляться и почему?
Примерный ответ: Доминантные признаки будут проявляться чаще, т.к. доминантный признак подавляет рецессивный.
Учитель: К голондрическим признакам относятся, признаки сцепленные с Y-хромосомой. Это:
Ихтиоз <Приложение 1, слайд №5>
Гипертрихоз <Приложение 1, слайд №6>
Перепонка между пальцами ног <Приложение 1, слайд №7>
Учитель: Как вы видите, данные признаки передаются только по мужской линии. Почему?
Примерный ответ: данные признаки передаются только по мужской линии т.к. мужская особь несёт Х- и Y-хромосомы.
б) выполнение модуля учащимися с параллельным выполнением задач на доске
Учитель: Мы переходим к выполнению модуля. Ваша задача выполнить задания модуля. Правила оформления задач остаются такими же. Первый пример имеется на слайде. <Приложение 1, слайд №8>
Модуль урока (таблица)
в) проверка модуля
Учитель: проверьте задания и оцените свою работу
<Приложение 1, слайды №№ 9, 10>
3. Закрепление материала.
В царских семьях были широко распространены браки между достаточно близкими родственниками. Особо отметить можно потомков королевы Виктории, которыми являлась царская семья расстрелянная в Екатеринбурге. Многие потомки королевы Виктории по мужской линии страдали гемофилией. Известно, что цесаревич Алексей страдал гемофилией.
Учитель: Могут ли страдать данным заболеванием девочки?
Примерный ответ: Да, могут, т.к. данный признак является рецессивным и сцепленным с Х-хромосомой. Но это бывает редко.
4. Рефлексия
учитель: ответьте на данные вопросы <Приложение 1, слайд №11>
5. Домашнее задание
Если выполнили модуль на «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания.
Если выполнили модуль на «4», то выполните задачу, имеющуюся вместе с модулем.
Если получили за модуль «3» -повторите тему урока и выполните задачу.
Если модуль выполнен на «2» - повторите тему урока и ещё раз проработайте модуль.
Домашняя задача:
Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Не страдающий этим недостатком юноша женился на девушке, отец которой лишён потовых желёз, а мать и её предки здоровы. Какова вероятность, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желёз? А каков прогноз в отношении внуков того и другого пола, учитывая, что жёны сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми?