"Наследование, сцепленное с полом"

Разделы: Биология


Цель: раскрыть причины возникновения и передачи сцепленных с полом признаков и генетических заболеваний, связанных с полом.

Задачи:

  1. познакомить с типом наследования признаков находящихся в половых хромосомах, познакомить с некоторыми наследственными заболеваниями и одной из классификаций наследственных болезней;
  2. закрепить знания о наследовании пола у человека;
  3. развить навыки самостоятельной работы и добывания знаний на примере модульной системы раздела «генетика»;
  4. развить умение себя самому оценивать, оценивать свою работу на уроке и умение планировать свою работу на уроке;
  5. закрепить навык решения генетических задач.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник «общая биология 11 класс» Пономарёвой И.Н. и др. п. 13,распечатка модуля урока на каждую парту, ИКТ, электронное учебное пособие «наследование, сцепленное с полом».

Ход урока:

1. Орг.момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Озвучивание темы урока <Приложение 1, слайд №1>

Выделение задач урока их принятие <Приложение 1, слайд №2>

Озвучивание плана урока <Приложение 1, слайд №3>

2. Новый материал:

а) Объяснение материала урока

Учитель: Какие два пола присутствуют у животных, и какова их генетика?

Примерный ответ: Существует два пола – женский (ХХ) и мужской (ХY).

Учитель: Существуют признаки, которые будут передаваться из поколения в поколение, связано с X- или Y- хромосомами. Итак, классификация признаков. <Приложение 1, слайд №4>

Учитель: Признаки могут быть сцеплены с Х-хромосомой и Y-хромосомой (голондрические). В свою очередь, признаки, сцепленные с Х-хромосомой могут быть рецессивными и доминантными.

Приводятся примеры доминантных признаков (это дальтонизм) и примеры рецессивных признаков (это гемофилия).

Учитель: Какие из них будут чаще проявляться и почему?

Примерный ответ: Доминантные признаки будут проявляться чаще, т.к. доминантный признак подавляет рецессивный.

Учитель: К голондрическим признакам относятся, признаки сцепленные с Y-хромосомой. Это:

Ихтиоз <Приложение 1, слайд №5>

Гипертрихоз <Приложение 1, слайд №6>

Перепонка между пальцами ног <Приложение 1, слайд №7>

Учитель: Как вы видите, данные признаки передаются только по мужской линии. Почему?

Примерный ответ: данные признаки передаются только по мужской линии т.к. мужская особь несёт Х- и Y-хромосомы.

б) выполнение модуля учащимися с параллельным выполнением задач на доске

Учитель: Мы переходим к выполнению модуля. Ваша задача выполнить задания модуля. Правила оформления задач остаются такими же. Первый пример имеется на слайде. <Приложение 1, слайд №8>

Модуль урока (таблица)

в) проверка модуля

Учитель: проверьте задания и оцените свою работу

<Приложение 1, слайды №№ 9, 10>

3. Закрепление материала.

В царских семьях были широко распространены браки между достаточно близкими родственниками. Особо отметить можно потомков королевы Виктории, которыми являлась царская семья расстрелянная в Екатеринбурге. Многие потомки королевы Виктории по мужской линии страдали гемофилией. Известно, что цесаревич Алексей страдал гемофилией.

Учитель: Могут ли страдать данным заболеванием девочки?

Примерный ответ: Да, могут, т.к. данный признак является рецессивным и сцепленным с Х-хромосомой. Но это бывает редко.

4. Рефлексия

учитель: ответьте на данные вопросы <Приложение 1, слайд №11>

5. Домашнее задание

Если выполнили модуль на «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания.
Если выполнили модуль на «4», то выполните задачу, имеющуюся вместе с модулем.
Если получили за модуль «3» -повторите тему урока и выполните задачу.
Если модуль выполнен на «2» - повторите тему урока и ещё раз проработайте модуль.

Домашняя задача:

Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Не страдающий этим недостатком юноша женился на девушке, отец которой лишён потовых желёз, а мать и её предки здоровы. Какова вероятность, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желёз? А каков прогноз в отношении внуков того и другого пола, учитывая, что жёны сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми?

Презентация.