Тип урока: изучение нового материала.
Вид: заочное путешествие.
Технологии:
- на проблемной основе;
- игровая;
- здоровьесберегающая.
Форма работы: индивидуальная или парами.
Цели:
образовательная: дать представления о том, как зимуют дикие звери, показать связь их жизни с состоянием живой и неживой природы зимой;
развивающие:
- развивать логическое мышление, связную речь, внимание учащихся;
- развивать познавательные интересы учащихся;
воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма к родному краю.
Оборудование: конверт с кроссвордом, аудиозапись П.Чайковского «Времена года», таблица-панорама «Зимний лес», карточки с рисунками следов на снегу, маски зайца, волка, медведя.
1. Актуализация знаний учащихся
Учитель:
- Подмосковная ворона
Мне доставила конверт.
Лист на клетки поделен в нем,
В каждой клетке есть секрет.
Если вы ответ найдете,
То друзей приобретете.
(прикрепляется на доске кроссворд).
Учитель: - А еще я нашла в этом послании загадки. Давайте их разгадаем, и тогда вы определите, о ком мы будем говорить сегодня на уроке. Это слово появится в выделенных клеточках.
2. Определение темы, целей урока.
Учитель: - Итак, слушайте первую загадку.
Не барашек, и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
Дети: -Заяц.
Учитель: - Правильно, а как вы догадались?
Отгадайте вторую загадку.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: - Медведь.
Учитель: - Почему вы так решили?
Объяснения детей.
Учитель: - Третья загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
Дети: - Лиса.
Учитель: - Четвертая загадка:
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет.
Дети: -Волк. Он большой, серый, зубастый, может съесть овцу.
Учитель: - Последняя загадка:
Имеет гнездо на дереве,
Прыгает и летает по сучьям,
А не птица.
Дети: - Белка. Она прыгает хорошо, будто летает.
Учитель: - Так кто же прислал это письмо?
Дети: - Звери.
Учитель: - А кто догадался, куда они нас приглашают?
Дети: - В путешествие по зимнему лесу.
3. Работа над новым материалом.
Учитель: - Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу (звучит музыка П.Чайковского из цикла «Времена года», на доске открывается картина «Зимний лес»).
- Откройте глаза. Стоп, что это значит?
Дети: - За буквой Я буква Ц, это заяц.
Выходят три ученика в масках зайчика.
Заяц 1: - Зайцы зимой целый день лежат в норе, а ночью выходят за едой.
Учитель: - А чем зайцы питаются зимой?
Заяц2 : - Длинные задние позволяют зайцам быстро бегать. Они хорошо запутывают следы.
Учитель: - Я от кого зайцам приходится убегать?
Заяц 3: - А еще зимой мы линяем, становимся белыми. Маскируемся.
Учитель: - Ребята, а зачем зайчата маскируются?
Вот видите, сколько интересного вы узнали о зайчатах.
Физкультминутка (проводят зайчата).
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. Вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. Вот так (хлопают).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. Вот так (прыгают).
Зайку кто-то напугал,
Зайка прыг – и ускакал.
Учитель: - До свидания, зайчата. Нам пора в дорогу. Кого мы теперь встретим?
Учитель: - Да, это волк. Выходят 3 ученика в масках волка.
Волк 1: - Волк - сильный, выносливый хищник с хорошим чутьем.
Волк 2: - Зимой волки собираются стаями до 10 волков. В стае все подчиняются вожаку.
Волк 3. Волки нападают только на больных животных. Поэтому их называют санитарами леса.
Учитель: - Да, ребята, волк – опасный зверь. С ним в лесу, особенно зимой, лучше не встречаться. Давайте поспешим дальше.
4. Самостоятельная работа в парах.
(вывешивается табличка «Следы на снегу» и индивидуальные карточки на парту).
Учитель: - Посмотрите, ребята, сколько здесь разных следов.
На снегу следы – как книжка.
Куропатка, горностай.
Волк сохатый, даже мышка –
Пишут все. А ты читай!
- Попробуйте угадать, кто здесь побывал.
Учащиеся получают карточку-рисунок следов животных и варианты ответов. Работа идет в парах.
Проверка выполненного задания.
Учитель: - А чьих следов вы не заметили на снегу? Какой зверь не мог их оставить?
Дети: - Это медведь.
Учитель: - А почему мы из не нашли?
Дети: - Зимой медведь спит.
Учитель: - А почему медведь зимой спит?
Объяснения учащихся.
Учитель: - Послушайте, как в шуточной песне объясняется, почему медведь зимой спит.
(Прослушивание грамзаписи песни «Почему медведь зимой спит»).
Учитель: - Ребята, а какие еще животные зимой впадают в спячку?
Выходит ученик в маске (или в костюме) медвежонка.
Медведь: - А зато вы не знаете, в каком месяце мы рождаемся и сколько весим.
Учитель: - Это мы сейчас узнаем. Откройте учебники на стр. 71 и самостоятельно найдите ответ на этот вопрос.
Медведь: - Да, в феврале и весим всего 500 граммов.
Учитель: - Расскажи, медвежонок, почему вы лапу сосете.
Медведь: - Зимой кожа на ступнях линяет, вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа и не было бы больно.
Ну, до свидания. Я пошел к себе в берлогу. Спать хочу.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель: - Не всех животных мы встретили сегодня в лесу. Одни в спячке, другие бегают в поисках корма, третьи прячутся от врагов. Попробуйте назвать еще некоторых из них.
Игра «Узнай животное».
Учитель: - Хищница рыжего цвета с длинным пушистым хвостом. Зверь очень хитрый. Больше всего любит мышей, может съесть их до 20 за день. Народ дал ей кличку Патрикеевна.
Дети: - Лиса (вывешивается картинка).
Учитель: - А сейчас вы попробуете так описать животное, чтобы остальные ребята его узнали.
На парту дается небольшая картинка животного. Дети в парах готовят его словесное описание. Потом один ученик из пары описывает его, а класс угадывает. Картинки животных прикрепляются к панораме «Зимний лес».
Можно предложить картинки: лось, белка, кабан.
6. Итог урока.
Учитель: - Вот и закончилось наше путешествие. Трудно животным зимой живется: голодно, холодно. Но они приспосабливаются, некоторые даже заводят себе детей. Что нового, интересного узнали вы о животных сегодня на уроке? Что расскажете дома?
- Молодцы! Сегодня хорошо поработали на уроке. А дома попробуйте нарисовать животное, которое можно встретить в зимнем лесу.
- За хорошую работу, за доброе отношение к зверюшкам я дарю вам закладки с их изображением.